В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, школ, направлений чтобы не тратить время на «открытие» уже известного.
Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Только комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе.
Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Прежде всего, необходимо выяснить индивидуальные способности у каждого ученика, а затем уже приступать к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работе на уроке. При этом обязательно должен учитываться уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося.
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать разнообразные приемы самоконтроля. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают.
Виды дифференцированных заданий:
-
Задания с алгоритмическими предписаниями
Указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм можно всегда прийти к правильному ответу.
-
Задания с сопутствующими указаниями
В заданиях даются указания и советы частного характера, определяющий выбор способа действия, активизирующий внимание на центральном звене задания, указывается план решения.
-
Задания с выбором правильного решения
Задания содержат пример или задачи и варианты ответов (Тестовые задания)
-
Задания с применением классификаций
Пример: выпишите уравнения, решаемые способом приведения к общему основанию, и решите их.
-
Задания с выполнением некоторой их части
Предлагается задание, в котором выполнена некоторая его часть, а полное решение нужно закончить. В готовом виде даются те части решения, которые представляют трудности для учащихся.
-
Задание с образцом выполнения
Для усвоения метода решения показательных уравнений сведением их к квадратному могут быть предложены задания с развернутым образцом выполнения решения.
Каждому учителю приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера:
-
Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
-
Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?
-
Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?
Свой личный опыт, опыт коллег и литература часто дают ответы на эти и другие вопросы. В конечном итоге каждому учителю приходится все-таки «создавать» свою методику, основанную на его личном восприятии предлагаемых методик, с учетом его характера, его практики, его личного отношения к той или иной методике.