Формирование интереса учащихся к выбранной профессии на уроках теоретического и практического обучения
Формирование интереса учащихся к выбранной профессии на уроках теоретического и практического обучения
Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной мастерской необходимого оборудования, инструмента, оснастки, всевозможных шаблонов и приспособлений, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства. В мастерской должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в мастерскую, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления мастерской зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.
В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю студентам нужность выбранной ими профессии, какого уровня мастерства они могут достичь во время обучения в колледже, какие теоретические знания потребуются для этого.
Мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда учащихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы студенты могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы. Каждое задание студенты должны выполнять осмысленно и делать работу интересную для себя, и необходимую для общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса учащихся к выбранной профессии на уроках теоретического и практического обучения »
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА АЛМАТЫ
ГККП «АЛМАТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ФЛОРИСТИКИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
Формирование интереса учащихся к выбранной профессии на уроках теоретического и практического обучения
Разработала: Сулейменова Ж.Ж
Алматы, 2014
В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению, сочетающему в себе воспитание профессионального мастерства с более широкой задачей - формированием личности молодого рабочего, творчески инициативно относящегося к выбранной профессии. Чтобы быть инициативным, человек должен понимать необходимость своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и вообще к любой выполняемой работе.
Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной мастерской необходимого оборудования, инструмента, оснастки, всевозможных шаблонов и приспособлений, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства. В мастерской должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в мастерскую, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления мастерской зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.
В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю студентам нужность выбранной ими профессии, какого уровня мастерства они могут достичь во время обучения в колледже, какие теоретические знания потребуются для этого.
Мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда учащихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы студенты могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы. Каждое задание студенты должны выполнять осмысленно и делать работу интересную для себя, и необходимую для общества.
Успех формирования профессионального интереса определяется содержанием, организационными формами и методами производственного обучения. Участие студентов в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе производственного обучения студенты применяют теоретические знания, что помогает правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В чем же значение такого метода производственного обучения?
Студенты осваивают выбранную профессию в условиях рабочего коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят с каким качеством изготовлено то или иное изделие. Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность на предприятии, родительскую заботу рабочего коллектива и особенно руководства предприятия. К мнению учащихся прислушиваются, не сковывают их инициативу, предоставляя им свободу выбора и доверяя им любую сложную работу.
Ребята, возможно, не понимают такой заботы о них в том плане, что в столовой их кормят первыми за счет предприятия, а только потом работников предприятия. Это они принимают как должное, а оценят это потом в процессе дальнейшей жизни. Во время практики к учащимся присматриваются, подбирают по деловым качествам, а затем определяют в бригады.
Бригадная форма организации производственного обучения в колледже позволяет лучше заинтересовать учащихся выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные навыки и умения, реализовать воспитание учащихся в духе коллективизма, толерантности , экономии и бережливости материалов и оборудования.
Колледж обеспечивает подготовку учащихся к выполнению работ методом бригадного подряда.
На уроках спец. дисциплин преподаватель знакомит студентов с основными положениями бригадной формы организации труда, на примере работы наших базовых предприятий.
Бригадный подряд в колледже применяется в следующих целях:
- отработка частей программы обучения;
- совершенствование профессиональных компетенций в выполнении рабочих операций;
- приближение к освоению норм выработки, принятых на производстве;
- приобретение навыков работы в условиях коллектива;
- воспитание коллективной ответственности за результаты своего труда.
Производительный труд учащихся - это труд, соединенный с обучением, в результате которого создаются материальные ценности, это практическое осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом.
В ходе организованной деятельности учащихся на уроках производственного обучения формируется познавательный интерес, активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями.
После окончания колледжа молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе. Самой важной задачей является воспитание молодого поколения в духе коллективизма.
В начале обучения среди учащихся складываются отношения дружбы, товарищества, выделяются лидеры, выявляются сильные и слабые стороны характера отдельных учащихся, их увлечения, работоспособность, жизненная позиция и ряд других качеств, определяющих каждого из них как личность.
Когда сложится микро коллективы в группе, определяются взаимоотношения между учащимися, тогда необходимо воспитывать ответственность каждого члена группы перед коллективом и наоборот.
Все это помогает обеспечить развитие коллектива с первых дней учебы, повышает личную и коллективную ответственность за неуспеваемость в группе и выполнение любого производственного задания, способствует развитию самостоятельности в принятии правильных решений.
Учащиеся ежедневно приобретают жизненный опыт в коллективе, всегда впереди оказываются учащиеся, хорошо успевающие по всем предметам, с хорошими организаторскими способностями, дисциплинированные, пользующиеся авторитетом среди товарищей, способные вести за собой.
По опыту работы я знаю, что такие учащиеся проявляют себя уже в процессе получения первоначальных навыков по профессии и остаются в числе лидеров вплоть до окончания колледжа. Все годы учатся только на 4 и 5, участвуют в выставках технического и художественного творчества.
Знакомясь с учащимися в ходе практических занятий и во внеурочное время, обращаю внимание на их положительные качества. Эти ребята становятся резервом для назначения бригадирами в производственных условиях. Обязанности бригадира в таком сложном прогрессивном, технически оснащенном предприятии не простые. А обязанности таковы:
- принимает участие в обсуждении плана работы бригады вместе с руководством предприятия;
- оказывает помощь в организации труда учащихся по внедрению прогрессивных форм и передовых методов труда;
- принимает участие в экономном расходовании сырья и материалов, топлива, электроэнергии, рациональном использовании оборудования и инструмента;
- своевременно доводит до бригады производственное задание;
- проверяет правильную организацию рабочего места и соблюдение техпроцесса, обеспеченность материалами, инструментом, приспособлениями;
- развивает и поддерживает инициативу учащихся на своевременное выполнение производственного задания;
- Обеспечивает безопасные условия труда и противопожарную безопасность при выполнении работ учащимися.
По окончании колледжа выпускники - молодые рабочие распределяются на те же предприятия, где проходили практику. Или же приходят в этот коллектив после службы в армии. Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к самостоятельной трудовой деятельности. В ходе учебного процесса еще в колледже учащиеся получают представление о преимуществах бригадной формы организации труда, правах и обязанностях члена бригады, коллективной ответственности за выполнение производственных заданий и качества выполняемых работ, о системе оплаты труда в бригадах и по ряду других вопросов.
Детский труд пока не дает ощутимого экономического эффекта, но воспитательное значение производительного труда – огромно. Производительный труд – это важное средство всестороннего развития личности, важное средство трудового воспитания.