Название проекта
Математическое мышление – ресурс познавательной активности личности учащегося
Цитата, как форма представления проекта
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» (Э.Кант).
Тип проекта
Прикладной
Общая характеристика проекта
Математика играет огромную роль в жизни человека. Она идеал формальной красоты, который выражается словами: мера, порядок, отношение, пропорция, являющимися математическими терминами.
Математика это школа, в которой обучаются логике на практике.
Способность получать математические знания - это есть индикатор способности обучаться. Если человек может изучить математику, то он может изучить всё.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Очень важно при обучении отдавать главенствующую роль процессу формирования математического мышления у младших подростков как условие развития их познавательной активности.
Что такое математическое мышление и почему оно является ресурсом познавательной активности.
Математическое мышление – это, прежде всего, форма, в которой проявляется мышление в процессе познания конкретной науки – математики.
Математическое мышление обладает следующими качествами:
Гибкость – легкость перехода от одного способа действия к другому, умение выходить за границы привычного способа действия.
Активность – постоянство усилий, направленных на решение некоторой проблемы, желание изучить различные подходы к ее решению, исследовать различные варианты постановки этой проблемы в зависимости от изменяющихся условий.
Широта – способность к формированию обобщенных способов действий и применения к частным нетипичным случаям.
Глубина – способность глубокого понимания каждого из изучаемых фактов в их взаимодействии с другими фактами.
Глубина мышления проявляется также в умениях отделять главное от второстепенного
Критичность – умение оценить правильность выбранных путей решения проблемы и получаемые при этом результаты с точки зрения их достоверности, значимости.
Организованность памяти.
Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Познавательная активность – это также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Математическое мышление включает в себя и волевые и интеллектуальные стороны, а, значит, является ресурсом познавательной активности личности.
Идея проекта
Система математического образования должна быть направлена на использование математических знаний при изучении других учебных дисциплин.
Математика является универсальным языком, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности.
Целью изучения математики является повышение общего кругозора, культуры мышления, формирование научного мировоззрения, и, как следствие, возрастание потенциала познавательной активности школьника.
Цель проекта
Развитие математического мышления как ресурса познавательной активности.
Задачи проекта
Образовательные:
- Закрепление вычислительных навыков математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления);
- Закрепление навыков действия с величинами;
- Закрепление связи компонентов и результатов математических действий;
- Формирование умения решать простые и сложные уравнения;
- Закрепление умений сравнивать числа.
Развивающие:
- Развитие познавательной деятельности учащихся;
- Повышение мотивации обучения;
- Развитие мыслительных операций (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы);
- Развитие логического мышления;
- Развитие памяти детей;
- Развитие речи;
- Расширение мировоззренческого кругозора детей;
- Формирование навыков установления межпредметных связей.
Воспитательные:
- Формирование понимания общечеловеческих ценностей и социальных мотивов поведения;
- Формирование нравственно-этических норм поведения;
- Воспитывать положительные эмоции к учебе и математике, в частности;
- Воспитывать желание учиться;
- Воспитывать самостоятельность.
Участники проекта
Учитель математики, учителя школы, учащиеся 5-х классов, родители.
Сроки реализации проекта
Один учебный год.
Этапы проведения проекта
Этапов проведения проекта три
А)Подготовительный
Реализация проекта начинается с диагностики уровня развития математического мышления детей:
- анкетирование, на основе которого устанавливаются связи между познавательными интересами школьников и их отношением к учению, школе, учителю;
- тестирование. Тесты включают в себя задачи различного вида и уровня сложности.(учебные, прикладные, творческие, старинные, занимательные.)
- наблюдение, которое дает возможность собрать факты, проследить сам процесс развития математической активности у отдельных учащихся, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников.
Источники формирования математического мышления
Можно выделить несколько конкретных побудителей математического мышления:
- современные достижения науки.
- историзм;
- практическая значимость содержания знаний;
- новизна содержания учебного материала.
Современные достижения науки
Приобщение школьников в учебное и в внеучебное время к последним достижениям в области развития математического знания формирует будущий потенциал в области экономического процветания страны и научно-технического прогресса.
Историзм
Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.
Включение в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательной активности, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
Практическая значимость содержания знаний
Учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь для своей практической деятельности.
Новизна содержания учебного материала
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий математическое мышление. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.
Новизна содержания не единственный и не постоянный стимул познавательной активности
Б) Основной
Основной частью проекта является проведение уроков по математике в 5 классе в течение всего учебного года, внеклассных мероприятий с учащимися и родителями.
Все эти мероприятия должны быть направлены на развитие математического мышления и применения математических знаний в жизни.
Дидактические стимулы, развивающие математическое мышление личности:
- проблемное обучение;
- практические работы исследовательского характера,
- творческие работы;
- специальные приемы учителя, наглядность, занимательность и др.
Внеклассные мероприятия
Способом развития математического мышления являются также внеклассные мероприятия, на которых дети как правило применяют все свои познания в изучении предмета, используют инструменты математического мышления в решении жизненных задач.
Например:
1) Математический КВН
В процессе игры ребята логически мыслят, сопоставляют, сравнивают, прилагают усилия к решению поставленных проблем, даже не подозревают о том, что они применяют различные способы математического мышления.
2) Викторины.
Общение, сотрудничество со сверстниками, с учителем становится важным фактором развития сознания, мышления, возрастает познавательная и социальная активность. Развивается самокритичность, ученик овладевает навыками контроля, анализа.
При проведении подобных мероприятий решаются задачи образовательные, развивающие, воспитательные.
3) Проведение тематических бесед на тему «Математика в профессии моих родителей»
Приглашаются родители различных профессий. В результате таких встреч учащиеся узнают о том, как и в чем, их родители используют математическое мышление в практической жизни и своей профессии.
Условия участия в проекте
- взаимодействие между учителем, учениками и родителями;
- технические (доски для устного счета, компьютер, интерактивная доска);
- кадровые (специалисты из отдельных областей)
Методы, использованные в работе над проектом
Научно-исследовательские (анкетирование, тестирование, наблюдение)
Методы активного обучения
Методы диалогового взаимодействия
Результаты проекта, их оценка
Результаты проекта подводятся в конце года с помощью
1. Диагностики:
- Анкетирования
- Тестирования (тесты включают в себя не стандартные задачи, более сложные, чем вначале года).
- Наблюдения (результаты которого дают возможность собрать факты, проследить сам процесс развития математической активности у отдельных учащихся, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников).
2.Сравнивнение итогов диагностики вначале и в конце года.
3.Получение выводов о реализации проекта.
Результатом реализации проекта должно стать развитие математического мышления учащихся 5-х классов, а также выявление того, как математическое мышление повлияло на повышение познавательной активности учащихся данной возрастной группы.
Возможное продолжение и развитие проекта
Проект может быть адаптирован к новым условиям при переходе детей в следующую возрастную группу, преемственность принципов проекта будут способствовать более органичному развитию математического мышления и целостности личности учащихся