kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

В нашей школе  включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по   предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

 Прежде всего, спецкурс организован и  соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе  занимаются все учащиеся одной параллели, где  являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный   интерес к выбранному предмету.

 

Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.

Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:

1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;

2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь  помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время  проведения школьных олимпиад.

Формы и методы проведения спецкурсов

В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.

Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек  и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.

Однако мы не  отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре  занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.

Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.  

Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.

При выборе методов и приемов обучения  учитываем содержание учебного материала, уровень развития и  подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу  обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов  посетив  спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность  выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для  старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы  профориентационной направленности  и углубленным знаниям  правил соревнований различных разделов учебной программы.

 

Педагогические требования к проведению
спецкурса по физкультуре

Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.

В процессе проведения всех занятий систематически используем  различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск  стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.

Организация и методика проведения спецкурсов  естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий  оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:

1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).

2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).

3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).

4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).

5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).

 

Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.

 

 

 

Литература:

 

1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003

2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.

Просмотр содержимого документа
«Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. »

Организация спецкурсов в деятельности обучающихся

на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.

Никитина Наталья Владимировна Республика Казахстан, г. Павлодар



В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

В нашей школе включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

Прежде всего, спецкурс организован и соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе занимаются все учащиеся одной параллели, где являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный интерес к выбранному предмету.


Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.

Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:

1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;

2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время проведения школьных олимпиад.

Формы и методы проведения спецкурсов

В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.

Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.

Однако мы не отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.

Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.

Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.

При выборе методов и приемов обучения учитываем содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов посетив спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы профориентационной направленности и углубленным знаниям правил соревнований различных разделов учебной программы.


Педагогические требования к проведению
спецкурса по физкультуре

Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.

В процессе проведения всех занятий систематически используем различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.

Организация и методика проведения спецкурсов естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:

1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).

2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).

3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).

4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).

5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).


Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.



Литература:


1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003

2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: никитина наталья владимировна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте" "
    ["seo_title"] => string(98) "voprosy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-fiedieral-nom-ghosudarstviennom-obrazovatiel-nom-standartie"
    ["file_id"] => string(6) "224020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438334118"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1330 руб.
2050 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1390 руб.
2140 руб.
1520 руб.
2340 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства