Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.
Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.
В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.
В нашей школе включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.
Прежде всего, спецкурс организован и соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе занимаются все учащиеся одной параллели, где являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный интерес к выбранному предмету.
Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.
Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:
1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;
2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;
3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;
4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.
Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время проведения школьных олимпиад.
Формы и методы проведения спецкурсов
В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.
Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.
Однако мы не отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.
Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.
Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.
При выборе методов и приемов обучения учитываем содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов посетив спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы профориентационной направленности и углубленным знаниям правил соревнований различных разделов учебной программы.
Педагогические требования к проведению
спецкурса по физкультуре
Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.
В процессе проведения всех занятий систематически используем различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.
Организация и методика проведения спецкурсов естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.
При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:
1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).
2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).
3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).
4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).
5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).
Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.
Литература:
1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003
2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. »
Организация спецкурсов в деятельности обучающихся
на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.
Никитина Наталья Владимировна Республика Казахстан,г. Павлодар
В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.
В нашей школе включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.
Прежде всего, спецкурс организован и соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе занимаются все учащиеся одной параллели, где являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный интерес к выбранному предмету.
Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.
Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:
1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;
2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;
3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;
4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.
Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время проведения школьных олимпиад.
Формы и методы проведения спецкурсов
В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.
Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.
Однако мы не отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.
Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.
Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.
При выборе методов и приемов обучения учитываем содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов посетив спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы профориентационной направленности и углубленным знаниям правил соревнований различных разделов учебной программы.
Педагогические требования к проведению спецкурса по физкультуре
Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.
В процессе проведения всех занятий систематически используем различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.
Организация и методика проведения спецкурсов естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.
При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:
1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).
2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).
3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).
4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).
5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).
Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.
Литература:
1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003
2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.