kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

В нашей школе  включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по   предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

 Прежде всего, спецкурс организован и  соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе  занимаются все учащиеся одной параллели, где  являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный   интерес к выбранному предмету.

 

Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.

Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:

1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;

2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь  помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время  проведения школьных олимпиад.

Формы и методы проведения спецкурсов

В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.

Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек  и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.

Однако мы не  отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре  занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.

Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.  

Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.

При выборе методов и приемов обучения  учитываем содержание учебного материала, уровень развития и  подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу  обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов  посетив  спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность  выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для  старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы  профориентационной направленности  и углубленным знаниям  правил соревнований различных разделов учебной программы.

 

Педагогические требования к проведению
спецкурса по физкультуре

Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.

В процессе проведения всех занятий систематически используем  различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск  стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.

Организация и методика проведения спецкурсов  естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий  оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:

1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).

2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).

3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).

4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).

5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).

 

Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.

 

 

 

Литература:

 

1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003

2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. »

Организация спецкурсов в деятельности обучающихся

на уроках физической культуры в системе дополнительного образования.

Никитина Наталья Владимировна Республика Казахстан, г. Павлодар



В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

В нашей школе включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

Прежде всего, спецкурс организован и соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе занимаются все учащиеся одной параллели, где являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный интерес к выбранному предмету.


Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др.

Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:

1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;

2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время проведения школьных олимпиад.

Формы и методы проведения спецкурсов

В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.

Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма.

Однако мы не отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.

Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера.

Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы.

При выборе методов и приемов обучения учитываем содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов посетив спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы профориентационной направленности и углубленным знаниям правил соревнований различных разделов учебной программы.


Педагогические требования к проведению
спецкурса по физкультуре

Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.

В процессе проведения всех занятий систематически используем различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала.

Организация и методика проведения спецкурсов естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как:

1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).

2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).

3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).

4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).

5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала).


Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.



Литература:


1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003

2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: никитина наталья владимировна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте" "
    ["seo_title"] => string(98) "voprosy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-fiedieral-nom-ghosudarstviennom-obrazovatiel-nom-standartie"
    ["file_id"] => string(6) "224020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438334118"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства