kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования »

Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования


Косумова И.С.

к.и.н.,преподаватель ГКОУ СПО «КБГТК», Нальчик



Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования сопряжено с необходимостью:
• реального повышения качества образования;
• создания благоприятных условий для нововведений;
• усиления адаптационных способностей образовательных учреждений (ОУ) к изменениям внешней экономической среды;
• разработки и реализации генеральной стратегии развития ОУ в целом и специальной стратегии — стратегии инновации;
• управления инновациями.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; 
• грамотно работать с информацией; 
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях; 
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. 

Исходя из личной практики, хотелось бы поделиться некоторыми используемыми методами подачи материала. Беря во внимание психолого-возрастные особенности студентов учреждений СПО на уроках истории активно используется визуализация проблемы и схематическое изложение темы. Детям легче и интереснее изучать новый материал, непосредственно участвуя в процессе. Невозможно воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, если он не будет уметь образно и абстрактно мыслить, создавать логические цепочки дат и событий, находить причинно-следственную связь. Когда на занятии побуждаешь студента самого обдумывать, определять, сравнивать исторические явления, обобщать полученные знания, высказывать свое мнение и тому подобное, то есть когда учащийся действует и рассуждает, ищет и умозаключает, у него развиваются целенаправленная наблюдательность и умение преодолевать трудности; приобретаемые таким путем знания глубоки и прочны. Планируя и разрабатывая очередное занятие предварительно предусматривается уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у студентов в ходе ее выполнения. Условно, занятие можно разложить на следующие действия:


  1.  актуализация знаний учащихся;

  2.  изучение новых знаний;

  3.  закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

  4.  проверка знаний и умений учащихся.
    В студенческом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех.
    В. К. Дьяченко, профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е групповые способы обучения.
    ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. В свое время А. Т. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях, которые активно используются на уроках истории в колледже:
    • изучение текстового материала по предмету; 
    • взаимопередача текстов; 
    • взаимообмен знаниями; 
    • составление схем; 
    • выполнение заданий в парах;
    • работа по вопросникам.
    Инновационные педагогические технологии
    Технология критического мышления
    Мы должны научить студента таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. К ним можно отнести метод критического мышления (представители: Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл).
    Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). 
    Технология критического мышления:
    1. Устанавливает связи с реальной жизнью, которая происходит за стенами дома, учебного заведения, офиса.
    2. Развивает учебные виды деятельности, которые:
    • ориентированы на студента и его интересы;
    • связаны с проблемами реального мира и предполагают интересные вопросы.
    3. Предполагает развитие навыков мышления на высшем уровне и стратегии решения проблем.
    4. Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности:
    • способность работать целенаправленно и продуктивно; 
    • способность принимать осмысленные решения;
    • способность к аргументированию принятых решений;
    • способность брать инициативу в свои руки.
    5. Доступна для всех студентов.
    Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя вызов, осмысление, рефлексию.
    Первая стадия - фаза вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
    Вторая стадия - фаза осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы КМ позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.
    Третья стадия - фаза рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается


.
Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД).
Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КМД, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей - способностей), на котором находятся обучаемые.
Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта:
• Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности;
• Второй такт – работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме;
• Третий такт – окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом;
• Четвертый такт – определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.






Список источников и литературы


  1. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2012г.

  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Издательский центр "Академия", 2011г.

  3. http://www.bibliotekar.ru/rInform/153.htm

  4. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. - М., 2004г.

  5. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2002.- № 7.- С. 28.

  6. Матронина Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов.- М.: МИРЭА, 1993.

  7. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Косумова Изабелла Сафарбиевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Инновационная деятельность в  дошкольном образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(76) "innovatsionnaia-dieiatiel-nost-v-doshkol-nom-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "245540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446139608"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionno-piedaghoghichieskii-proiekt-kompietientnostnyi-podkhod-k-priepodavaniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "142437"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418297072"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Развитие деловых качеств у детей"
    ["seo_title"] => string(39) "razvitiie_dielovykh_kachiestv_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "344475"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474256009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства