Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования
Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования »
Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования
Косумова И.С.
к.и.н.,преподаватель ГКОУ СПО «КБГТК», Нальчик
Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования сопряжено с необходимостью: • реального повышения качества образования; • создания благоприятных условий для нововведений; • усиления адаптационных способностей образовательных учреждений (ОУ) к изменениям внешней экономической среды; • разработки и реализации генеральной стратегии развития ОУ в целом и специальной стратегии — стратегии инновации; • управления инновациями. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных: • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; • грамотно работать с информацией; • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях; • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Исходя из личной практики, хотелось бы поделиться некоторыми используемыми методами подачи материала. Беря во внимание психолого-возрастные особенности студентов учреждений СПО на уроках истории активно используется визуализация проблемы и схематическое изложение темы. Детям легче и интереснее изучать новый материал, непосредственно участвуя в процессе. Невозможно воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, если он не будет уметь образно и абстрактно мыслить, создавать логические цепочки дат и событий, находить причинно-следственную связь. Когда на занятии побуждаешь студента самого обдумывать, определять, сравнивать исторические явления, обобщать полученные знания, высказывать свое мнение и тому подобное, то есть когда учащийся действует и рассуждает, ищет и умозаключает, у него развиваются целенаправленная наблюдательность и умение преодолевать трудности; приобретаемые таким путем знания глубоки и прочны. Планируя и разрабатывая очередное занятие предварительно предусматривается уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у студентов в ходе ее выполнения. Условно, занятие можно разложить на следующие действия:
актуализация знаний учащихся;
изучение новых знаний;
закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
проверка знаний и умений учащихся. В студенческом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К. Дьяченко, профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. В свое время А. Т. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях, которые активно используются на уроках истории в колледже: • изучение текстового материала по предмету; • взаимопередача текстов; • взаимообмен знаниями; • составление схем; • выполнение заданий в парах; • работа по вопросникам. Инновационные педагогические технологии Технология критического мышления Мы должны научить студента таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. К ним можно отнести метод критического мышления (представители: Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология критического мышления: 1. Устанавливает связи с реальной жизнью, которая происходит за стенами дома, учебного заведения, офиса. 2. Развивает учебные виды деятельности, которые: • ориентированы на студента и его интересы; • связаны с проблемами реального мира и предполагают интересные вопросы. 3. Предполагает развитие навыков мышления на высшем уровне и стратегии решения проблем. 4. Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности: • способность работать целенаправленно и продуктивно; • способность принимать осмысленные решения; • способность к аргументированию принятых решений; • способность брать инициативу в свои руки. 5. Доступна для всех студентов. Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя вызов, осмысление, рефлексию. Первая стадия - фаза вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия - фаза осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы КМ позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным. Третья стадия - фаза рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
. Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД). Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КМД, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей - способностей), на котором находятся обучаемые. Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта: • Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности; • Второй такт – работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме; • Третий такт – окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом; • Четвертый такт – определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.
Список источников и литературы
Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2012г.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Издательский центр "Академия", 2011г.
http://www.bibliotekar.ru/rInform/153.htm
Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. - М., 2004г.
Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2002.- № 7.- С. 28.
Матронина Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов.- М.: МИРЭА, 1993.
Пидкасистый П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.