Формирование профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования
Формирование профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования
Вопрос о формировании профессиональной компетентности является актуальным в современных условиях, но вместе с тем, при практическом решении данного вопроса возникает ряд проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования»
Формирование профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования
Вопрос о формировании профессиональной компетентности является актуальным в современных условиях, но вместе с тем, при практическом решении данного вопроса возникает ряд проблем.
1. Требуется приведение к единому пониманию трактовки основных понятий: «компетентность», «компетенция», что позволит четко выделить структуру компетенций специалиста, которая будет положена в основу разработки стандартов нового поколения на компетентностной основе
2. Крайне сложной задачей остается оценка компетенций. В определенных ситуациях можно организовать их наблюдение, но сама оценка пока что является вопросом недостаточно разработанным. Компетенции проявляются в поведении человека, но не сами по себе, а в виде умений. Кроме того, организация специальных ситуаций, где достаточно компетенции проявлялись бы естественным образом в присутствии оценивающего, представляется крайне сложным делом.
3. Понимание компетенции как «готовности» к чему-либо предполагает в общем случае - высокую степень мобилизованности человека, а в конкретном случае мобилизацию его психики и организма на решение определённой задачи. Однако «мобилизация», являясь составной частью «компетенции», сама по себе является психофизиологическим явлением, а соответственно - в значительной степени зависит от биологических особенностей организма. Таким образом, крайне сложно судить о том, каковы границы возможностей обучения в деле формирования компетенций.
4.По-прежнему остается неясным, когда именно (на каком возрастном этапе, на какой ступени обучения) приобретаются ключевые компетенции и формируются профессиональные. Переход к компетентностному подходу в образовании предполагает следующую структуру: цель профессионального образования (компетенции в совокупности формирующие компетентность) – формы и методы образования - содержание образования - приемы, средства, технологии обучения. В этой логике формы и методы не подбираются под содержание, а наоборот, диктуют правила и принципы его отбора.
5. Требуют рассмотрения вопросы организации обучения на компетентностной основе, что связано с пересмотром стандартов, изменением учебных планов, усилением деятельностной составляющей образовательного процесса, для чего необходима модернизация материально-технического оснащения образовательного учреждения.
6. Возникает необходимость в разработке учебных и методических пособий, ориентированных на реализацию подготовки компетентного специалиста, а также описание технологий формирования специальных и ключевых компетенций.
7. Актуальным вопросом становится подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников, способных к реализации компетентностного подхода в образовании.
Главной задачей при формировании профессиональной компетентности учащихся остается личностно-ориентированный подход к каждому человеку, учет его уникальности и самобытности. Важно в процессе ориентации на современные тенденции, основанные на технологическом подходе, не забыть о личности.