«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Основной задачей современного среднего профессионального образования является повышение качества формируемых общих и профессиональных компетенций, а для успешного их формирования необходимо прививать и развивать в первую очередь информационно – коммуникационную компетентность.
Коммуникативная компетентность определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт вместе с тем является индивидуальным достоянием.
Информационная компетентность современного общества определяется прежде всего основными направлениями процесса информатизации образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого – педагогических разработок, направленных на интенсификацию обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих от механического усвоения знаний к овладению самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам и междисциплинарным курсам. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. В результате этого происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально – исследовательской работы, культуры учебной деятельности.
Возможности урока безграничны, но чтобы вовлечь обучающегося в активную работу на уроке, преподаватель должен не только применять инновационные методы и формы обучения, но и быть профессионалом высокого уровня. В условиях всё большей интеграции науки, производства и ИКТ умение осуществлять межпредметные связи на каждом этапе учебного занятия приобретает актуальное значение.
Готовясь к проведению занятий, всегда пытаюсь построить урок на уже освоенных теоретических знаниях и приобретённых практических умениях самих обучающихся. Этому помогает то, что преподаю различные междисциплинарные курсы и дисциплины: междисциплинарные курсы МДК 01.01 «Документационное обеспечение управления», МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», МДК 01.03 «Организация секретарского обслуживания», МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии «Секретарь – машинистка»; дисциплины «Управление персоналом», «Информационные технологии в кадровой службе», «Кадровое делопроизводство», «Иностранный язык».
В профессиональной деятельности мною практикуются следующие возможности использования компьютеров в образовательном процесс:
- подготовка учебно – методических комплектов, включая рабочие программы по дисциплинам и междисциплинарным курсам, календарно – тематические планы, теоретический и практический материалы, экзаменационные билеты, индивидуальные задания по курсовому и дипломному проектированию;
- компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ (дисциплина «Информационные технологии в кадровой службе», междисциплинарный курс МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», конфигурация «1С: Зарплата и Управление персоналом»);
- компьютерный контроль общих и профессиональных компетенций обучающихся - контролирующие программы совмещаются с программами – тренажёрами (дисциплина «Иностранный язык»);
- использование компьютера для получения и обработки информации из Интернета (междисциплинарные курсы: МДК 01.01 «Документационное обеспечение управления», МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», МДК 01.03 «Организация секретарского обслуживания», МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии «Секретарь – машинистка»; дисциплины «Управление персоналом», «Правовое регулирование управленческой деятельности», «Иностранный язык».
Основной характеристикой применения компьютерных технологий является возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также развития творческой познавательной активности обучающихся.
Внедрение в образовательную деятельность компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения, постоянно поддерживает преподавателей колледжа в состоянии творческого поиска дидактических новаций.
Компьютерная поддержка учебных занятий, применяемы мною и обучающимися в колледже, имеет следующие формы:
- демонстрация видео - и анимационных фрагментов – учебных фильмов, в том числе и на иностранном языке;
- подготовка материалов тестового контроля – текущего, промежуточного, итогового;
- комплектация практических заданий для самостоятельной и групповой работы с образцами решений;
- составление планов и тезисов сообщений для защиты курсовых и дипломных работ;
- набор на компьютере небольших выступлений с сообщением на иностранном языке;
- восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации.
- использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
Преподаватели предметно – цикловой комиссии дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла ОПОП СПО регулярно ведут исследовательскую деятельность и вовлекают в неё обучающихся. Ежегодно в колледже проводится научно –практическая конференция «Шаг в будущее», на которой представляются результаты исследовательской работы студентов и преподавателей за текущий год. На конференцию приглашаются также обучающиеся младших курсов, что развивает у них стремление к самосовершенствованию и повышает мотивацию к овладению не только общими, но и профессиональными компетенциями.
ИКТ-компетентность – интегративная профессионально-личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области применения ИКТ в профессиональной деятельности, а именно: потребности, ценностные ориентации, мотивации к получению общих и профессиональных компетенций ИКТ, интерес к образованию и самообразованию в области ИКТ; знания возможностей использования базового и специализированного программного обеспечения в различных областях деятельности менеджера по персоналу; умения и навыки использования ИКТ в автоматизации деятельности специалиста в области документационного обеспечения управления.
Использование ИКТ способствует приобретению и обучающимися и преподавателями разнообразных сопутствующих умений и навыков, которые могут оказаться очень полезными в жизни, и в первую очередь умение добывать информацию из различных источников и навыков пользовании компьютерной техникой и технологиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» »
Доклад на тему:
«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся
ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
специальности 034702 Документационное обеспечение управления
и архивоведение в рамках преподаваемых дисциплин»
Автор, преподаватель
высшей квалификационной категории – Силкина Л.П.
Основной задачей современного среднего профессионального образования является повышение качества формируемых общих и профессиональных компетенций, а для успешного их формирования необходимо прививать и развивать в первую очередь информационно – коммуникационную компетентность.
Коммуникативная компетентность определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт вместе с тем является индивидуальным достоянием.
Информационная компетентность современного общества определяется прежде всего основными направлениями процесса информатизации образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого – педагогических разработок, направленных на интенсификацию обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих от механического усвоения знаний к овладению самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам и междисциплинарным курсам. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. В результате этого происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально – исследовательской работы, культуры учебной деятельности.
Возможности урока безграничны, но чтобы вовлечь обучающегося в активную работу на уроке, преподаватель должен не только применять инновационные методы и формы обучения, но и быть профессионалом высокого уровня. В условиях всё большей интеграции науки, производства и ИКТ умение осуществлять межпредметные связи на каждом этапе учебного занятия приобретает актуальное значение.
Готовясь к проведению занятий, всегда пытаюсь построить урок на уже освоенных теоретических знаниях и приобретённых практических умениях самих обучающихся. Этому помогает то, что преподаю различные междисциплинарные курсы и дисциплины: междисциплинарные курсы МДК 01.01 «Документационное обеспечение управления», МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», МДК 01.03 «Организация секретарского обслуживания», МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии «Секретарь – машинистка»; дисциплины «Управление персоналом», «Информационные технологии в кадровой службе», «Кадровое делопроизводство», «Иностранный язык».
В профессиональной деятельности мною практикуются следующие возможности использования компьютеров в образовательном процесс:
- подготовка учебно – методических комплектов, включая рабочие программы по дисциплинам и междисциплинарным курсам, календарно – тематические планы, теоретический и практический материалы, экзаменационные билеты, индивидуальные задания по курсовому и дипломному проектированию;
- компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ (дисциплина «Информационные технологии в кадровой службе», междисциплинарный курс МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», конфигурация «1С: Зарплата и Управление персоналом»);
- компьютерный контроль общих и профессиональных компетенций обучающихся - контролирующие программы совмещаются с программами – тренажёрами (дисциплина «Иностранный язык»);
- использование компьютера для получения и обработки информации из Интернета (междисциплинарные курсы: МДК 01.01 «Документационное обеспечение управления», МДК 01.02 «Правовое регулирование управленческой деятельности», МДК 01.03 «Организация секретарского обслуживания», МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии «Секретарь – машинистка»; дисциплины «Управление персоналом», «Правовое регулирование управленческой деятельности», «Иностранный язык».
Основной характеристикой применения компьютерных технологий является возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также развития творческой познавательной активности обучающихся.
Внедрение в образовательную деятельность компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения, постоянно поддерживает преподавателей колледжа в состоянии творческого поиска дидактических новаций.
Компьютерная поддержка учебных занятий, применяемы мною и обучающимися в колледже, имеет следующие формы:
- демонстрация видео - и анимационных фрагментов – учебных фильмов, в том числе и на иностранном языке;
- подготовка материалов тестового контроля – текущего, промежуточного, итогового;
- комплектация практических заданий для самостоятельной и групповой работы с образцами решений;
- составление планов и тезисов сообщений для защиты курсовых и дипломных работ;
- набор на компьютере небольших выступлений с сообщением на иностранном языке;
- восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации.
- использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
Преподаватели предметно – цикловой комиссии дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла ОПОП СПО регулярно ведут исследовательскую деятельность и вовлекают в неё обучающихся. Ежегодно в колледже проводится научно –практическая конференция «Шаг в будущее», на которой представляются результаты исследовательской работы студентов и преподавателей за текущий год. На конференцию приглашаются также обучающиеся младших курсов, что развивает у них стремление к самосовершенствованию и повышает мотивацию к овладению не только общими, но и профессиональными компетенциями.
ИКТ-компетентность – интегративная профессионально-личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области применения ИКТ в профессиональной деятельности, а именно: потребности, ценностные ориентации, мотивации к получению общих и профессиональных компетенций ИКТ, интерес к образованию и самообразованию в области ИКТ; знания возможностей использования базового и специализированного программного обеспечения в различных областях деятельности менеджера по персоналу; умения и навыки использования ИКТ в автоматизации деятельности специалиста в области документационного обеспечения управления.
Использование ИКТ способствует приобретению и обучающимися и преподавателями разнообразных сопутствующих умений и навыков, которые могут оказаться очень полезными в жизни, и в первую очередь умение добывать информацию из различных источников и навыков пользовании компьютерной техникой и технологиями.