Формирование единого образовательного пространства МО «Ярцевский район» на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО, базовых школ и базовых предприятий
Формирование единого образовательного пространства МО «Ярцевский район» на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО, базовых школ и базовых предприятий
Современная система общего, среднего профессионального и высшего образования вынуждена решать такие задачи, о которых несколько лет серьезно не задумывались. Речь идет о необходимости формирования у школьников и студентов мотивов, потребностей, интереса получить образование высокой профессиональной компетентности, адаптационных умений, осознания значимости этих составляющих для успешной профессиональной деятельности.
Подготовить подрастающего человека к жизни в обществе - цель общего и профессионального образования, и при совместной работе над ее реализацией они выступают как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты. Основа для успешной адаптации школьников в обществе – целостное образовательное пространство, то есть интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов. Профессиональное образование обладает значительным потенциалом для решения задачи введения профильного обучения в старшей школе и предпрофильной подготовки в основной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование единого образовательного пространства МО «Ярцевский район» на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО, базовых школ и базовых предприятий »
Формирование единого образовательного пространства
МО «Ярцевский район» на основе сетевого взаимодействия
учреждения СПО, базовых школ и базовых предприятий
Исаева И.И. и.о. директора
Шалаева Т.В. заместитель директора по УМР
СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»
Современная система общего, среднего профессионального и высшего образования вынуждена решать такие задачи, о которых несколько лет серьезно не задумывались. Речь идет о необходимости формирования у школьников и студентов мотивов, потребностей, интереса получить образование высокой профессиональной компетентности, адаптационных умений, осознания значимости этих составляющих для успешной профессиональной деятельности.
Подготовить подрастающего человека к жизни в обществе - цель общего и профессионального образования, и при совместной работе над ее реализацией они выступают как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты. Основа для успешной адаптации школьников в обществе – целостное образовательное пространство, то есть интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов. Профессиональное образование обладает значительным потенциалом для решения задачи введения профильного обучения в старшей школе и предпрофильной подготовки в основной школе.
Актуальность данного подхода к достижению нового, современного качества образования обусловлена давно назревшими социальными потребностями, свидетельством чего является широко распространившееся в практике общеобразовательных школ страны, лицеев и гимназии движение к профильному обучению в старших классах, поиск путей его реализации. В соответствии с концепцией профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
Подготовка специалиста нового типа, обладающего высоким профессиональным мастерством, передовой технологией, культурой, гибким мышлением невозможна без целостного образовательного пространства. В связи с объективными потребностями социально-экономического и научно-технического развития МО «Ярцевский район» становится очевидной необходимость создания таких педагогических систем, которые обеспечили бы единство и взаимосвязь всех этапов формирования личности будущего специалиста.
Вместе с тем, остаются вопросы, в частности, обеспечения преемственности образовательных структур, содержания, форм и способов осуществления непрерывного образования на разных этапах единого образовательного пространства «школа-техникум-вуз». Отсюда возникает проблема поиска механизмов развития такой системы непрерывного образования, основной целью которой является, выяснение особенностей самого процесса учения человека в различные периоды жизни, его мотивация, развитие интересов и потребностей. Это позволит правильно наметить пути формирования и укрепления профессионального интереса при обучении в школе, техникуме и вузе, от чего во многом зависит последующая профессиональная деятельность, социализация личности.
Внедрение непрерывных образовательных систем актуализировало проблему согласования по вертикали и горизонтали технологий и учебного содержания при переходе в системе непрерывного образования от одной образовательной программы к другой, в связи с чем, в Федеральной программе развития образования в качестве одного из основных направлений в России выделено сохранение единого образовательного пространства.
Решение этой задачи без непрерывного образовательного пространства - невозможно в рамках существующей структуры образования.
Надо отметить, что проектирование непрерывного образования при подготовке специалистов невозможно без введения предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени основного общего и среднего общего образования, направленного на индивидуализацию и социализацию обучения с учётом реальных запросов рынка труда, отработки гибкой системы профилей, моделей организации интеграции старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования.
Особенно сложной задачей профильного обучения в условиях повышенного желания выпускников поступить в вуз, является проблема проектирования (место, принципы, структура, содержание, педагогические технологии и др.) профильного обучения в условиях непрерывного образования, построения интеграционных курсов обучения для технических, социально-экономических и других профилей.
Именно поэтому сегодня не обойтись без введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Профильное обучение создает реальные возможности реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Развитие системы непрерывного профессионального образования обеспечивает большую восприимчивость профессионального образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
Модель непрерывного профессионального образования включает следующие уровни:
I уровень – допрофессиональное образование - осуществляется в рамках основного общего и среднего общего образования (предпрофильная и профильная подготовка).
II уровень – среднее профессиональное образование в рамках реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, специалистов с получением среднего (полного) общего образования.
III уровень – среднее профессиональное образование в рамках реализации программ подготовки специалистов среднего звена.
IV уровень – высшее образование.
Такая модель непрерывного профессионального образования способствует подготовке конкурентоспособных специалистов, их социальной мобильности, позволяющей осуществлять смену профессий и непрерывно повышать профессиональную квалификацию. Следовательно, речь идет о модели выпускника техникума, способного творчески решать жизненные, социальные, производственные задачи в условиях быстрого обновления информации.
Главными целями непрерывного образования являются:
Активная гражданская позиция - практически невозможна без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни.
Конкурентоспособность на рынке труда - основой повышения потенциала трудоустройства выпускников является высокий уровень их профессиональной подготовки. В этой связи необходимо учитывать профессиональные характеристики (на уровне работодателей), которые должны обеспечить расширение профиля подготовки и освоение смежных профессий. С целью обновления содержания профессионального образования в техникуме можно вести подготовку по интегрированным рабочим планам по двум и более профессиям и специальностям. Такая организация образовательного процесса имеет ряд преимуществ и достигает главной цели - повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Достижение высокого уровня профессионального образования в современных социально-экономических условиях невозможно без тесного взаимодействия с социальными партнерами. Система взаимодействия с работодателями для выпускников техникума определяется социальным партнерством с предприятиями нашего района. Неоднородность предприятий, в последнее время появляющихся на рынке труда, усложняют задачу по созданию системы социального партнерства. Все участники процесса «Социальное партнерство» имеют свои интересы, свои представления о задачах и роли профессионального образования в современном обществе. Однако есть общее, что их объединяет – заинтересованность в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами.
В рамках реализации данной концепции «Единого образовательного пространства» специалисты предприятий должны участвовать не только в реализации образовательных программ, но и в оценке качества образовательного процесса, во всех видах аттестационных испытаний обучающихся и педагогов. По результатам этих испытаний выявляются узкие места в профессиональной подготовке, что влечет за собой пересмотр содержания обучения с учетом новых производственных и информационных технологий, включение в содержание обучения профессиональных модулей в рамках регионального компонента ФГОСов (вариативная часть УП).
В складывающихся экономических условиях вопрос о формировании новой системы отношений между образовательным учреждением и предприятиями, всеми, кто является потребителями образовательных услуг и источником финансирования, становится одним из важных. Таким образом, основной задачей деятельности техникума по созданию системы социального партнерства является развитие интереса участников к взаимодействию для налаживания взаимовыгодных отношений.
В предлагаемых условиях система образования все в большей степени нуждается в привлечении специалистов с инициативной, конструктивной позицией, способных понимать социальную ситуацию; включаться в нее, во взаимодействии с другими людьми; формулировать и решать требующие коллективного мнения проблемы; осуществлять деятельность, ориентированную на изменение ситуации, повышение качества жизни. В связи с этим повышается значимость воспитательной деятельности студентов как одной из ключевых составляющих профессиональной подготовки.
Результатом воспитательной деятельности техникума является конкурентоспособный специалист, обладающий сформированным мировоззрением, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющий ключевыми компетенциями.
Для достижения такого результата одной из ключевых задач воспитательной деятельности является расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности.
В настоящее время образовательные учреждения области активно конкурируют друг с другом, стремясь привлечь студентов, ведь их финансовая устойчивость зависит от дифференциации и качества предлагаемых образовательных услуг. В этих условиях наш техникум осознает необходимость осуществления маркетинговой деятельности. Маркетинг образования – это инструмент, при помощи которого техникум активно продвигает свой продукт абитуриентам, родителям и обществу в целом. Как и любой товар, образовательные услуги нуждаются в формировании системы продвижения и реализации рекламной программы. Реклама отражает позицию техникума, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательный услуг.
В качестве главной цели своей рекламной деятельности мы ставим формирование благоприятного имиджа, позитивного представления в сознании общества. Для достижения этой цели руководство тщательно планирует свою рекламную деятельность, разрабатывает особую ее стратегию и тактику. С точки зрения пользы потребителя, в своей рекламной деятельности последовательно подчеркиваем несомненные преимущества получения среднего профессионального образования вообще, отличия и преимущества предоставляемых техникумом образовательных программ, причины, мотивы, побуждающие абитуриента прийти за знаниями в данный техникум (сильный педагогический состав, востребованность выпускников, успешное дальнейшее трудоустройство, возможность получения высшего образования по сокращенной форме).
В заключение хочется сказать, что в стратегической перспективе техникум может стать многоуровневым образовательным комплексом – территориальным кластером, сформированным путем интеграции общеобразовательных учреждений, с учреждениями СПО, ВПО, социальными партнерами и ориентированным на обеспечение реального сектора экономики региона рабочими кадрами и специалистами разных уровней квалификации, подготовленными к практической деятельности на современном уровне.