kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Ведущими целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования »

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Наталья Андреевна КЛИМОВА

преподаватель ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»


На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Ведущими целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.

Анализ педагогической литературы показывает, что подсодержанием образования понимается адаптированный социальный опыт человечества, предполагающий формирование у обучающихся способностей осуществлять сложные культуросообразные виды действия [4, с.262]. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской педагогики. Ориентация на освоение умений, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и др.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В структуре ключевых компетентностей представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

  • - компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей, культурно и духовно обогащающих личность[1, с.42-43].

Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если их овладение позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и т.п.

Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Они многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.).

Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника образовательной организациик успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира. Ориентация на такое понимание качества образования приводит к тому, что основное назначение, т.е. функция педагога– содействовать образованию студента.

Важным направлением развивающего, практике - ориентированного обучения является проектная деятельность обучающихся. Специфика проекта как формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении отношений в процессе обучения студентов, т. е такого обучения, при котором сам обучающийся становится не объектом, а субъектом учебного процесса. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов[2, с.93]. Эта технология реально способствует формированию выпускника, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации.

Проектная деятельность студентов– это совместная учебно-познавательная. творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, выделение этапов проектирования:

  • выработка концепции;

  • определение целей и задач проекта;

  • доступных и оптимальных ресурсов деятельности;

  • создание плана, программ;

  • организация деятельности по реализации проекта;

  • реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не получение объективно нового научного результата.

Во время обучения проект может использоваться при изучении целой темы или какого-либо вопроса.Проекты могут быть:

  • по срокам –краткосрочными (1занятие), среднесрочными (3-5 занятий), долгосрочными (2- 3 месяца);

  • по содержанию –мопопредметные, межпредметные, надпредметные.

  • по виду проектной деятельности – информационные, исследовательские, творческие, практико- ориентированные[3].

Основные требования к содержанию и организации проведения учебного проекта связаны с тем, что проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает студентам оценивать, систематизировать информацию. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

Проект характеризуется исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Использование активной проектной деятельности на занятиях в образовательной организации позволяет:

  • создавать устойчивую мотивацию учащихся.

  • развивать коммуникативные и организационные работы с информацией.

  • совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности.

Для реализации проектных технологий на дисциплине «Математика» необходимо развивать у студентов компетенции:учебно-познавательные (умение планировать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.); информационные (умение работать с текстом, подбирать источники информации, составлять план, конспект и т. д.);обще культурные (приобщение к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству)коммуникативные (сотрудничество, умение владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль и т.д.), компетенции личного совершенствования (развитие личностной самоидентификации, воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности).

Таким образом, ведущей целью деятельности преподавателя техникума является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления студентом в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.


Библиографический список

  1. Берестнева О.Г., Алексеева Л.Ф., Шевелев Г.Е., Резник Н.И. Вопросы образования: инвариантый подход.компетентностный подход. – Томск: НЦ ТПУ, 2009.– 470 с.

  2. Борисенко О.А., Евдокимова М.Г. Особенности обучения информационно-комуникационным технологиям в проектной работе // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1.– С. 93-96.

  3. Иващенко О.Н. Из опыта работы по проектным технологиям. – Наука и современность.– 2010.– № 5-2.– С. 329-332.

  4. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.– 2012. – №3. – С. 260-263.



Сведения об авторе:

1. Максютова Надежда Николаевна

2. преподаватель

3. ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»

4. [email protected]

5. Почтовый адрес: 400011, г.Волгоград, ул.Ухтомского, д.21, кв.9

6. Контактный телефон: 89177255310

7. Рубрика «Педагогика»

8. Количество журналов: 1 (один)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Наталья Андреевна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа  и КТП  по истории "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "113729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410956584"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства