kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Ведущими целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования »

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Наталья Андреевна КЛИМОВА

преподаватель ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»


На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Ведущими целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.

Анализ педагогической литературы показывает, что подсодержанием образования понимается адаптированный социальный опыт человечества, предполагающий формирование у обучающихся способностей осуществлять сложные культуросообразные виды действия [4, с.262]. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской педагогики. Ориентация на освоение умений, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и др.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В структуре ключевых компетентностей представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

  • - компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей, культурно и духовно обогащающих личность[1, с.42-43].

Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если их овладение позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и т.п.

Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Они многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.).

Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника образовательной организациик успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира. Ориентация на такое понимание качества образования приводит к тому, что основное назначение, т.е. функция педагога– содействовать образованию студента.

Важным направлением развивающего, практике - ориентированного обучения является проектная деятельность обучающихся. Специфика проекта как формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении отношений в процессе обучения студентов, т. е такого обучения, при котором сам обучающийся становится не объектом, а субъектом учебного процесса. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов[2, с.93]. Эта технология реально способствует формированию выпускника, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации.

Проектная деятельность студентов– это совместная учебно-познавательная. творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, выделение этапов проектирования:

  • выработка концепции;

  • определение целей и задач проекта;

  • доступных и оптимальных ресурсов деятельности;

  • создание плана, программ;

  • организация деятельности по реализации проекта;

  • реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не получение объективно нового научного результата.

Во время обучения проект может использоваться при изучении целой темы или какого-либо вопроса.Проекты могут быть:

  • по срокам –краткосрочными (1занятие), среднесрочными (3-5 занятий), долгосрочными (2- 3 месяца);

  • по содержанию –мопопредметные, межпредметные, надпредметные.

  • по виду проектной деятельности – информационные, исследовательские, творческие, практико- ориентированные[3].

Основные требования к содержанию и организации проведения учебного проекта связаны с тем, что проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает студентам оценивать, систематизировать информацию. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

Проект характеризуется исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Использование активной проектной деятельности на занятиях в образовательной организации позволяет:

  • создавать устойчивую мотивацию учащихся.

  • развивать коммуникативные и организационные работы с информацией.

  • совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности.

Для реализации проектных технологий на дисциплине «Математика» необходимо развивать у студентов компетенции:учебно-познавательные (умение планировать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.); информационные (умение работать с текстом, подбирать источники информации, составлять план, конспект и т. д.);обще культурные (приобщение к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству)коммуникативные (сотрудничество, умение владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль и т.д.), компетенции личного совершенствования (развитие личностной самоидентификации, воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности).

Таким образом, ведущей целью деятельности преподавателя техникума является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления студентом в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.


Библиографический список

  1. Берестнева О.Г., Алексеева Л.Ф., Шевелев Г.Е., Резник Н.И. Вопросы образования: инвариантый подход.компетентностный подход. – Томск: НЦ ТПУ, 2009.– 470 с.

  2. Борисенко О.А., Евдокимова М.Г. Особенности обучения информационно-комуникационным технологиям в проектной работе // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1.– С. 93-96.

  3. Иващенко О.Н. Из опыта работы по проектным технологиям. – Наука и современность.– 2010.– № 5-2.– С. 329-332.

  4. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.– 2012. – №3. – С. 260-263.



Сведения об авторе:

1. Максютова Надежда Николаевна

2. преподаватель

3. ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»

4. [email protected]

5. Почтовый адрес: 400011, г.Волгоград, ул.Ухтомского, д.21, кв.9

6. Контактный телефон: 89177255310

7. Рубрика «Педагогика»

8. Количество журналов: 1 (один)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Наталья Андреевна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа  и КТП  по истории "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "113729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410956584"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства