Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Ведущими целями образования являются:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования »
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наталья Андреевна КЛИМОВА
преподаватель ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»
На современном этапе развития российского образования приоритетной задачей является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Ведущими целями образования являются:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают ведение такой инновационной деятельности образовательным учреждением, при которой формировалась бы совокупность ключевых компетентностей; универсальные знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности студента.
Анализ педагогической литературы показывает, что подсодержанием образования понимается адаптированный социальный опыт человечества, предполагающий формирование у обучающихся способностей осуществлять сложные культуросообразные виды действия [4, с.262]. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской педагогики. Ориентация на освоение умений, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и др.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В структуре ключевых компетентностей представлены:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей, культурно и духовно обогащающих личность[1, с.42-43].
Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если их овладение позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и т.п.
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Они многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.).
Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника образовательной организациик успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира. Ориентация на такое понимание качества образования приводит к тому, что основное назначение, т.е. функция педагога– содействовать образованию студента.
Важным направлением развивающего, практике - ориентированного обучения является проектная деятельность обучающихся. Специфика проекта как формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении отношений в процессе обучения студентов, т. е такого обучения, при котором сам обучающийся становится не объектом, а субъектом учебного процесса. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов[2, с.93]. Эта технология реально способствует формированию выпускника, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации.
Проектная деятельность студентов– это совместная учебно-познавательная. творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, выделение этапов проектирования:
выработка концепции;
определение целей и задач проекта;
доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
создание плана, программ;
организация деятельности по реализации проекта;
реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не получение объективно нового научного результата.
Во время обучения проект может использоваться при изучении целой темы или какого-либо вопроса.Проекты могут быть:
по содержанию –мопопредметные, межпредметные, надпредметные.
по виду проектной деятельности – информационные, исследовательские, творческие, практико- ориентированные[3].
Основные требования к содержанию и организации проведения учебного проекта связаны с тем, что проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает студентам оценивать, систематизировать информацию. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.
Проект характеризуется исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.
Использование активной проектной деятельности на занятиях в образовательной организации позволяет:
создавать устойчивую мотивацию учащихся.
развивать коммуникативные и организационные работы с информацией.
совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности.
Для реализации проектных технологий на дисциплине «Математика» необходимо развивать у студентов компетенции:учебно-познавательные (умение планировать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.); информационные (умение работать с текстом, подбирать источники информации, составлять план, конспект и т. д.);обще культурные (приобщение к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству)коммуникативные (сотрудничество, умение владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль и т.д.), компетенции личного совершенствования (развитие личностной самоидентификации, воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности).
Таким образом, ведущей целью деятельности преподавателя техникума является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления студентом в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.
Библиографический список
Берестнева О.Г., Алексеева Л.Ф., Шевелев Г.Е., Резник Н.И. Вопросы образования: инвариантый подход.компетентностный подход. – Томск: НЦ ТПУ, 2009.– 470 с.
Борисенко О.А., Евдокимова М.Г. Особенности обучения информационно-комуникационным технологиям в проектной работе // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1.– С. 93-96.
Иващенко О.Н. Из опыта работы по проектным технологиям. – Наука и современность.– 2010.– № 5-2.– С. 329-332.
Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.– 2012. – №3. – С. 260-263.
Сведения об авторе:
1. Максютова Надежда Николаевна
2. преподаватель
3. ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи»