kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование профессионального самоопределения подростков через техническое творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техническое творчество способствует перерастанию интереса к профессии к собственно профессиональному интересу и формированию его интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионального самоопределения подростков через техническое творчество»

Формирование профессионального самоопределения подростков через техническое творчество


Профессиональная ориентация является одной из основных задач в деятельности образовательных учреждений всех типов.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что содержание образования «…должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования указывается на то, что обучающимся основной школы важно ориентироваться в мире профессий и профессиональных представлений.

В Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года говорится о необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Необходимо чтобы современный ученик мог быть конкурентоспособным на рынке труда. Это может быть в том случае, если он правильно сделал свой профессиональный выбор.

Профессиональному самоопределению личности содействует профессиональная ориентация. Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно- технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Формирование профессионального самоопределения подростков осуществляется под воздействием различных факторов в семье, школе, учреждениях дополнительного образования, группах неформального общения (микросредах).

Дополнительное образование организует свою деятельность в двух направлениях: учебно-воспитательная и организация массовых мероприятий.

Учебно-воспитательная деятельность осуществляется путем реализации дополнительных общеразвивающих. Судомодельное объединение относится к технической направленности и обладают широкими возможностями подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям. На занятиях в объединениях обучающиеся решают конструкторские и технологические задачи, выполняют несложные технические расчеты, что способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

На занятиях педагоги формируют ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии, информируют учащихся о путях овладения избранными профессиями; раскрывают их социальные, экономические и психологические стороны, формируя умения анализировать мир профессий, анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

Таким образом, одним из факторов, оказывающих влияние на формирование профессионального самоопределения подростков является техническое творчество.

В психологии под творчеством понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Большую роль в творчестве играют воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Объективной стороной творчества является креативность - творческие состояние, изобретательность, продуктивная оригинальность мышления.

Проблеме творчества уделяют внимание философы, социологи, психологи, педагоги. Отечественные психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости. Педагогикой установлено, что творчеству надо учить с самого раннего возраста путем включения детей в творческую деятельность.

В зависимости от объекта деятельности творчество имеет разновидности, одной из которых является техническое творчество.

Техническое творчество - это продуктивная деятельность, в результате которой создаются субъективно или объективно новые объекты. Субъективное техническое творчество имеет целью создание объектов, обладающих новизной для самого субъекта, значимых и полезных для него. Объективное техническое творчество предполагает разработку объектов, обладающих объективной новизной и общественной значимостью.

Основу технической деятельности составляет решение творческих задач разнообразных типов и различной степени сложности. Развитие техники и технической деятельности породило потребность в техническом мышлении. Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об использовании технических задач не только для открытия знаний, но и для обучения детей технике, развития их технического мышления. Специально подобранные и сформированные задачи стали активным средством обучения подрастающего поколения технике.

Технический интерес является ценным качеством личности подростка, побудительным мотивом деятельности по подготовке к профессиональному самоопределению.

Занятия техническим творчеством способствует формированию у школьников не только общетехнических, но и конкретных профессиональных интересов.

Исследователи отмечают, что многие учащиеся связывают свои занятия в техническом кружке с мечтой стать впоследствии инженерами, конструкторами, техниками, летчиками, рабочими-новаторами. Занятия в кружке они расценивают как один из возможных путей к осуществлению своей мечты. По мнению П.Н. Андрианова 85 - 90% выпускников школы, которые в течение 3-4 лет занимались в технических, физических, химических, биологических, математических и других объединениях выбирают в дальнейшем свой профессиональный путь с учетом того направления, которым они занимались.

В своем развитии профессиональный интерес проходит путь от интереса к профессии, вызванного ее привлекательностью и любознательностью субъекта профессионального самоопределения, до собственно профессионального интереса, обусловленного знанием содержания профессионального труда, осознанием своих способностей и переживанием успеха в будущей деятельности.

В процессе технического творчества учащиеся сначала знакомятся с внешними особенностями той или иной профессии. Затем приобретают конкретные знания и умения, знакомятся с содержанием конкретной профессиональной деятельности. Доведение технического замысла до готового технического изделия вызывает чувства удовлетворенности своей технической деятельностью и формирует желание и стремление приобрести профессию, связанную с направлением технического творчества.

Таким образом, техническое творчество способствует перерастанию интереса к профессии к собственно профессиональному интересу и формированию его интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов.

В условиях развития технологического общества, быстрой смены технологий человеку необходимо быть профессионально мобильным, готовым к возможной смене в течение жизни профессий и специальностей. Поэтому у школьников необходимо воспитывать творческое отношение к будущей профессии и профессиональной деятельности.



0

0

0

0

0

0

0

0

Источники информации:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070 Л.В. Махлеева Аспирант, НИУ БелГУ г. Белгород, Российская Федерация РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Григорьянц С.В. Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Проект «Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды  деятельности с использованием новых технологий» "
    ["seo_title"] => string(141) "proiekt-profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-na-tiekhnichieskiie-vidy-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-novykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "113771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411037735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды  деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(160) "profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-na-tiekhnichieskiie-vidy-dieiatiel-nosti-s-primienieniiem-novykh-tiekhnologhii-na-2009-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "113872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411105133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Образовательная программа кружкового объединения  «Пресс-центр» и школьная газета «Первая». "
    ["seo_title"] => string(101) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhkovogho-obiedinieniia-priess-tsientr-i-shkol-naia-ghazieta-piervaia"
    ["file_id"] => string(6) "124166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414654217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства