"Формирование основ социального поведения в обществе"
"Формирование основ социального поведения в обществе"
Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
« Формирование основ социального поведения в обществе у обучающихся, воспитанников в условиях школы-интерната»
( выступление на педагогическом совете)
Докладчик:
Хахонина Л.Н.
Формирование основ социального поведения в обществе.
Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Главная цель духовно – нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Проблемы, связанные с воспитанием детей, имеющих нарушение интеллекта, постоянно находятся в центре внимания современного общества. Сложный характер высших психических функций у данной категории детей и зависимость их от социального развития делает эти функции наиболее слабым звеном в общем строении психики детей с нарушением интеллекта. Школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Духовно –нравственному развитию школьников с нарушением интеллекта всегда уделялось много внимания. И это не случайно, поскольку это направление в воспитании детей отражает отношение ко всем значимым сферам жизни будущего члена социума, демонстрирует его нравственность, эстетическое восприятие, любовь к природе, культуру поведения. Среди задач духовно – нравственного развития следует отметить: воспитание в подрастающем поколении доброты, терпимости, милосердия; развитие творческих способностей, поддержание познавательных интересов детей; организация спортивно-оздоровительных мероприятий, для укрепления физического и психического здоровья ребят; поощрение и налаживание тесного взаимодействия между семьей и школой; правильно организованное общение как детей между собой, так и с родителями. Духовно – нравственное развитие и воспитание должны обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление воспитанников включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших школьников. Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должны раскрывать перед ними их возможное будущее. А их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко « застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно – нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Это равновесие способствует осознанию и усвоению ребенком моральных норм; бесконфликтному взаимодействию их с другими людьми.
Во 2 корпусе возрастной состав неоднороден ( дети от 12 до 17 лет), но основная часть – старший подростковый возраст(14-17 лет). Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по указанию старших – то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения; возникает представление о том, что он уже не ребенок (т.е. возникает чувство взрослости).Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых. Для нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причем подростков привлекают яркие, сильные личности. Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров. Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, в познании и самопознании, в самоутверждении. Ведущей является потребность в самопознании. Возникший интерес к себе вызывает у подростка стремление к познанию и моральной оценке качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах..Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими людьми, чувства и мысли которых близки его душевному состоянию. У подростков возникает потребность в изменении образа жизни, они проявляют некритичность к объему своих знаний и умений, настаивают на своей независимости, требуют свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлен взор подростка. Это может быть учитель, воспитатель, тренер или актер, тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности.
По окончании школы ребята поступают в училища, т.е. вступают в новую социальную ситуацию развития. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и самое главное, направленность на будущее: на выбор профессии, на выбор образа жизни. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией. Старшеклассников полностью взрослыми не назовешь, т.к. у них многое сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе немало детскости. Многие из них у порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости трудиться. В этой связи важным педагогическим условием их воспитания становится создание учителем, воспитателем нравственных ситуаций по осмысливанию собственного жизненного опыта, а также этическая защита воспитанников.