kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование навыков социальной адаптации у школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием во внеучебной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях главным направлением специального образования является обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Каждый ребенок является единственной, неповторимой и самой высокой ценностью. В Конвенции о правах ребенка отмечено, что «… неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Дети с ограниченными возможностями способны чувствовать, переживать, организовывать свою жизнь, приобретать социальную компетенцию. Они имеют право на жизнь среди других людей, на получение образования, в соответствии с познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения.

Важнейшим фактором квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями является признание разнообразия детских нужд и потребностей, необходимости личностно-ориентированных обучения, коррекции и реабилитации.

Основной задачей коррекционно-образовательной работы является поступательное социокультурное развитие ребенка с ограниченными возможностями путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и потребностям, коррекцию имеющихся нарушений в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества. Формирование умения обслужить себя, ориентироваться в бытовой среде, социальной среде, способность решать элементарные задачи реальной действительности является важной предпосылкой для продолжения обучения и развития каждого ребенка.

Для формирования навыков социальной адаптации школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием в нашей школе проводится работа.

Мы хотим поделиться опытом формирования навыков социальной адаптации у школьников во внеурочной деятельности.

В начале года мы выявляем уровень социальных навыков у детей.

Для этого проводим анкетирование родителей. Далее составляем индивидуальный маршрут развития для каждого обучающегося. На его основе подбираем игры, способствующие формированию навыков социальной адаптации. Тренировка внимания и наблюдательности – важные условия развития интеллекта. В играх– дидактических, подвижных, настольных школьники учатся отрабатывать движения, которые помогут им овладеть навыками самообслуживания.

Однообразная деятельность утомляет детей, поэтому на протяжении дня мы используем музыкально – ритмические игры.

Музыкально – ритмические игры способствуют развитию речи. Обучающиеся откликаются и выполняют подражательные движения. А также мы используем утренние приветствия, ритуалы, кинезиологические упражнения в сочетании с музыкой, симметричное рисование. Проводим индивидуальные занятия по закреплению знаний об одежде, обуви, посуде, предметах личной гигиены, показ предметов в действии.

Применяем в действии специально смоделированные ситуации для каждого обучающегося индивидуально. Ежедневно закрепляем социальные навыки, полученные ранее.

Работа строится по следующим правилам:

  • Четкое соблюдение режимных моментов.
  • Выполнение алгоритмов последовательности действий.
  • Ежедневное наблюдение и учитывание индивидуальных особенностей психофизического состояния школьников.
  • Проведение контроля степени усвоения навыков у обучающихся.
  • Совершенствование навыков самостоятельности.

Ежедневно вырабатываем с обучающимися алгоритм мытья рук, практические навыки одевания, раздевания, умение ходить в туалет в определенное время и проситься в туалет.

Для развития моторики проводим подвижные игры на переменах, пальчиковую гимнастику, собирание пазлов и т. д.

В процессе специально организованной коррекционной работы, направленной на формирование навыков социальной адаптации и проводимой во внеурочное время, у школьников улучшается восприятие и речь, моторика, появляются положительные навыки самообслуживания. Обучающиеся чувствуют себя более уверено. Повышается качество культурно – гигиенических навыков.

Обучающиеся стали самостоятельно есть, уносить за собой посуду, многие просятся в туалет, некоторым нужна помощь при раздева¬нии или одевании. Руки моют самостоятельно, выполняя алгоритм мытья рук, вытирают полотенцем. Некоторым приходится помогать мыть руки ввиду тяжелой умственной отсталости. Одеваются и раздеваются дети с поддержкой и контролем взрослых. Нужна помощь при завязывании шнурков и застегивании пуговиц. Некоторые школьники самостоятельно раздеваются, одеваются и застегивают пуговицы.

Обучающиеся реагируют друг на друга и на взрослых. При встрече машут рукой, здороваются, называют по имени, оказывают простейшие знаки внимания.

Качество речи обучающихся изменилось. В развитии речи появилась динамика. Движения их улучшились, они повторяют танцевальные движения, играют в мячик, по лестницам передвигаются с помощью взрослого или держась за перила.

Можно выделить несколько категорий детей:

  1. Дети, у которых достаточно высокий уровень социального развития;
  2. Дети, у которых крайне низкий уровень социального развития;
  3. Дети, имеющие выраженную неравномерность социального развития.

Рассмотрим конкретный пример.

Пример 1. Мальчик 8 лет, диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна. Семья полная, в семье трое детей, старшие дети взрослые. Родители заинтересованы в развитии ребенка. Мальчик является маминым помощником в делах. В классе он первый помощник. В столовой помогает носить посуду, на перемене помогает переодевать остальных учащихся на урок физкультуры. Общая моторика развита на достаточно высоком уровне. Он очень гибок. На уроках адаптивной физкультуры мальчик хорошо кувыркается, крутит обруч, кидает мячик в цель и т.п. Но очень медлителен.

Он любит, когда на него обращают внимание, хвалят. Адекватно реагирует как на похвалу, так и на замечания. Ребенок эмоционально устойчив, спокоен, ласков, фон настроения – ровный. Дети и педагоги его любят.

Понимание обращенной речи сохранено. Речь состоит из отдельных фраз. Мальчика можно отнести к той категории детей, которая имеет достаточно высокий уровень социального развития.

Пример 2. Девочка 17 лет, диагноз: умеренная умственная отсталость, аутизм.

Обучается в школе в течение 10 лет. У девочки часто проявляется агрессивное реагирование на коммуникативные ситуации, ее эмоциональное состояние можно охарактеризовать, как нестабильное. Кроме того, присутствует аутистическая симптоматика: у девочки затруднен контакт, она часто отгорожена. Общение избирательное, зависит от настроения и может быть основано на собственных интересах.

Девочка относится к той категории детей, которые имеют очень низкие показатели сформированности социальных навыков.

Навыки самообслуживания и культурного поведения сформированы не полностью. Ест самостоятельно, но в силу своей аутичности не сразу, сначала все рассмотрит, понюхает, повертит, и потом начинает кушать. В туалет ходит самостоятельно. Умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, но ждет, чтобы ее переодевали.
Понимание обращенной речи сохранено. Речь состоит из простых предложений.

В игровой деятельности присутствуют элементы сюжетно-ролевой игры. Трудовые поручения выполняет под контролем взрослого.

Таким образом можно сделать вывод, что специально организованная работа по формированию навыков социальной адаптации, проводимая во внеурочное время и дополняющая работу учителя на уроках, помогает детям лучше адаптироваться в социуме и получать радость в общении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков социальной адаптации у школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием во внеучебной деятельности»»

«Формирование навыков социальной адаптации у школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием во внеучебной деятельности»

В современных условиях главным направлением специального образования является обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Каждый ребенок является единственной, неповторимой и самой высокой ценностью. В Конвенции о правах ребенка отмечено, что «… неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Дети с ограниченными возможностями способны чувствовать, переживать, организовывать свою жизнь, приобретать социальную компетенцию. Они имеют право на жизнь среди других людей, на получение образования, в соответствии с познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения.

Важнейшим фактором квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями является признание разнообразия детских нужд и потребностей, необходимости личностно-ориентированных обучения, коррекции и реабилитации.

Основной задачей коррекционно-образовательной работы является поступательное социокультурное развитие ребенка с ограниченными возможностями путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и потребностям, коррекцию имеющихся нарушений в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества. Формирование умения обслужить себя, ориентироваться в бытовой среде, социальной среде, способность решать элементарные задачи реальной действительности является важной предпосылкой для продолжения обучения и развития каждого ребенка.

Для формирования навыков социальной адаптации школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием в нашей школе проводится работа.

Мы хотим поделиться опытом формирования навыков социальной адаптации у школьников во внеурочной деятельности.

В начале года мы выявляем уровень социальных навыков у детей.

Для этого проводим анкетирование родителей. Далее составляем индивидуальный маршрут развития для каждого обучающегося. На его основе подбираем игры, способствующие формированию навыков социальной адаптации. Тренировка внимания и наблюдательности – важные условия развития интеллекта. В играх– дидактических, подвижных, настольных школьники учатся отрабатывать движения, которые помогут им овладеть навыками самообслуживания.

Однообразная деятельность утомляет детей, поэтому на протяжении дня мы используем музыкально – ритмические игры.

Музыкально – ритмические игры способствуют развитию речи. Обучающиеся откликаются и выполняют подражательные движения. А также мы используем утренние приветствия, ритуалы, кинезиологические упражнения в сочетании с музыкой, симметричное рисование. Проводим индивидуальные занятия по закреплению знаний об одежде, обуви, посуде, предметах личной гигиены, показ предметов в действии.

Применяем в действии специально смоделированные ситуации для каждого обучающегося индивидуально. Ежедневно закрепляем социальные навыки, полученные ранее.

Работа строится по следующим правилам:

  • Четкое соблюдение режимных моментов.

  • Выполнение алгоритмов последовательности действий.

  • Ежедневное наблюдение и учитывание индивидуальных особенностей психофизического состояния школьников.

  • Проведение контроля степени усвоения навыков у обучающихся.

  • Совершенствование навыков самостоятельности.

Ежедневно вырабатываем с обучающимися алгоритм мытья рук, практические навыки одевания, раздевания, умение ходить в туалет в определенное время и проситься в туалет.

Для развития моторики проводим подвижные игры на переменах, пальчиковую гимнастику, собирание пазлов и т. д.

В процессе специально организованной коррекционной работы, направленной на формирование навыков социальной адаптации и проводимой во внеурочное время, у школьников улучшается восприятие и речь, моторика, появляются положительные навыки самообслуживания. Обучающиеся чувствуют себя более уверено. Повышается качество культурно – гигиенических навыков.

Обучающиеся стали самостоятельно есть, уносить за собой посуду, многие просятся в туалет, некоторым нужна помощь при раздева¬нии или одевании. Руки моют самостоятельно, выполняя алгоритм мытья рук, вытирают полотенцем. Некоторым приходится помогать мыть руки ввиду тяжелой умственной отсталости. Одеваются и раздеваются дети с поддержкой и контролем взрослых. Нужна помощь при завязывании шнурков и застегивании пуговиц. Некоторые школьники самостоятельно раздеваются, одеваются и застегивают пуговицы.

Обучающиеся реагируют друг на друга и на взрослых. При встрече машут рукой, здороваются, называют по имени, оказывают простейшие знаки внимания.

Качество речи обучающихся изменилось. В развитии речи появилась динамика. Движения их улучшились, они повторяют танцевальные движения, играют в мячик, по лестницам передвигаются с помощью взрослого или держась за перила.

Можно выделить несколько категорий детей:

  1. Дети, у которых достаточно высокий уровень социального развития;

  2. Дети, у которых крайне низкий уровень социального развития;

  3. Дети, имеющие выраженную неравномерность социального развития.

Рассмотрим конкретный пример.

Пример 1. Мальчик 8 лет, диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна. Семья полная, в семье трое детей, старшие дети взрослые. Родители заинтересованы в развитии ребенка. Мальчик является маминым помощником в делах. В классе он первый помощник. В столовой помогает носить посуду, на перемене помогает переодевать остальных учащихся на урок физкультуры. Общая моторика развита на достаточно высоком уровне. Он очень гибок. На уроках адаптивной физкультуры мальчик хорошо кувыркается, крутит обруч, кидает мячик в цель и т.п. Но очень медлителен.

Он любит, когда на него обращают внимание, хвалят. Адекватно реагирует как на похвалу, так и на замечания. Ребенок эмоционально устойчив, спокоен, ласков, фон настроения – ровный. Дети и педагоги его любят.

Понимание обращенной речи сохранено. Речь состоит из отдельных фраз. Мальчика можно отнести к той категории детей, которая имеет достаточно высокий уровень социального развития.

Пример 2. Девочка 17 лет, диагноз: умеренная умственная отсталость, аутизм.

Обучается в школе в течение 10 лет. У девочки часто проявляется агрессивное реагирование на коммуникативные ситуации, ее эмоциональное состояние можно охарактеризовать, как нестабильное. Кроме того, присутствует аутистическая симптоматика: у девочки затруднен контакт, она часто отгорожена. Общение избирательное, зависит от настроения и может быть основано на собственных интересах.

Девочка относится к той категории детей, которые имеют очень низкие показатели сформированности социальных навыков.

Навыки самообслуживания и культурного поведения сформированы не полностью. Ест самостоятельно, но в силу своей аутичности не сразу, сначала все рассмотрит, понюхает, повертит, и потом начинает кушать. В туалет ходит самостоятельно. Умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, но ждет, чтобы ее переодевали.
Понимание обращенной речи сохранено. Речь состоит из простых предложений.

В игровой деятельности присутствуют элементы сюжетно-ролевой игры. Трудовые поручения выполняет под контролем взрослого.

Таким образом можно сделать вывод, что специально организованная работа по формированию навыков социальной адаптации, проводимая во внеурочное время и дополняющая работу учителя на уроках, помогает детям лучше адаптироваться в социуме и получать радость в общении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 07.12.2021

Номер свидетельства: 593746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства