Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенций»
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер.
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
По мнению ОЭСР, системы образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире. Ребенок должен обладать: -готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; -возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; -способностью строить социальные отношения; -совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций? Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ. Зачем нам глобальные компетенции? Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру. Итак, что же такое «Глобальная компетентность» — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей. На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах. Как именно мы можем формировать глобальные компетенции?
В первую очередь наша задача- это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагаю задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета: - Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? ( очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно) - Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или немецкий язык, а детям дается обширный вопрос. - Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности. -Каковы твои ближайшие цели и шаги? Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Почему вопрос «Формирование и развитие глобальных компетенций» очень важный на сегодня?
Создание условий: - для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; - для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; - для формирования аналитического и критического мышления школьника; - для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира ; Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка.
Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах. Например: Экология, Межкультурное взаимодействие, Будущая профессия, Средства массовой информации, Проблемы молодежи. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему , распределить роли и отработать задания, можно организовать проектную деятельность, так как основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, ( что очень важно для формирования глобальной
компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
В чем выражается сформированность глобальных компетенций у учащихся?
критическое и логическое мышление ;
изобретательский и креативный подход в решении задач;
умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
работать в команде Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).
Вывод: К оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения.
Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.