Формирование ключевых компетенции на уроках технологии
Формирование ключевых компетенции на уроках технологии
Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках технологии.
учитель технологии КГУ «Средигорненская средняя школа»
Сычук А. А
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие изменения в области образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенции на уроках технологии »
Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках технологии.
учитель технологии КГУ «Средигорненская средняя школа»
Сычук А. А
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие изменения в области образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Казахстанского образования. В инструктивно методическом письме поставлена цель программы являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. В этом направлении с 2011 года создаются условия для автоматизации учебного процесса, внедряются информационно-коммуникационные технологии, апробируется система электронного обучения.
Для реализации этой цели необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для казахстанских школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Особенности технологической подготовки, принципиально отличающая её от трудовой подготовки, лежит, по мнению В.М.Казакевича, в сфере целеполагания. Учебное целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса. Но знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели технологического процесса, часто не соответствуют реальным производственным и жизненным ситуациям. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях.
Для решения этой педагогической задачи на уроках технологии я развиваю следующие ключевые компетенции и считаю, что они будут необходимы в дальнейшей трудовой деятельности школьников т.е в жизни.
Коммуникативные компетенции: (4,5,6 слайд)
Работа по формированию коммуникативных навыков на теоретических и практических занятиях.
Защита сообщений по выбранной теме. Например ДПИ- сообщение на тему «Национальные музыкальные инструменты казахского народа».
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время сельскохозяйственных работ на пришкольном участке, организовывая детей в бригады, в нашей школе традиционно сложилась система бригадной работы при уборке урожая и летнее - весенних работ). Виды бригад: ремонтная бригада, полеводческая, экологическая. У каждой бригады своя цель. И свои наставники и руководители.
2.Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов. (Слайд – 7,8)
У девочек:
Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка, плетение) при интеграции с экономикой учащиеся 8 класса составляют и защищают программу развития семейного бюджета, а также создают материальные ценности своими руками.
У мальчиков: Умение провести ремонтные работы в быту: навыки пиления, строгания древесины; рубка и гибка металла; работа с инструментами – молотком, отвёрткой, пассатижами. Ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная работа, связь с училищами. Например в этом году выпускник 9 класса обучается в данном колледже Нургалиев М. степендию оплачивает ТОО «Средигорненский» в лице Дяглева П.Ф т.к. Нургалиев Марат по окончанию колледжа будет трудоустроен в ТОО «Средигорненский».
осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Например при изучении темы «Токарный станок СТД-120М» мальчики осуществляют индивидуально поисковую деятельность при выборе материала, а также при точении предметов быта: «Скалки», «Толкушки», деревянной ложки и т.д. (выбор различных форм) проявление креативности у каждого ученика.
4.Информационные компетенции: (Слайд 12,13)
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов. Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.
Например при изучении темы «Рукоделие» девочки 7 и 8 классов в своей работе активно используют интернет ресурсы и выносят на обсуждение тех или иных проектов . На данный момент интересны работы по «Декупажу», «Квилинг», «Модульное оригами»
Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; физика – по теме металлообработка; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий). Мной регулярно проводятся интегрированные уроки: химия- изо- труд, по теме в 8 классе ДПИ, черчение – трудовое обучение, по теме « Графическая документация» « в 9 классе. Изо, труд в 5 классе по теме «Рукоделие».
6.Культуроведческая и природоведческие компетенции: (17,18,19)
Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов. ДПИ казахского народа.
При изучении тем работа на токарном станке, ручная обработка древесины, выполнение сувениров, музыкальных инструментов дети знакомятся с культурой казахского народа, с музыкальными инструментами, с домашней утварью и воплощают свои знания в изделия из древесины, бумаги, тканях и ленты.
7. Здоровьесберегающая компетенция: (20,21)
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Каждый урок технологии начинается с техники безопасности, обязательное ведение журнала по ТБ, а также проводятся валео-минутки, физ-минутки, работа на уроках исправным инструментом. Также в кабинете трудового обучения оформлены информационные стенды по ТБ. Уборка своего рабочего места.
Итог:
Важнейшей задачей для меня является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода на уроках технологии зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Результатом этого является стабильный уровень качества знания по предмету – 90%. Победители и призёры олимпиады по экономике, участие в выставках:
В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности
Открытый урок «Изготовление изделий из древесины»
Сувенир «Домбра»
Мониторинг ключевых компетенций 8 класс
2014 учебный год.
№
№ №
Компетенции
Ф.И
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Байгонов Е.
2
Егоров Н
3
Какетов А
4
Кенжеканов А
5
Куделина Н
6
Хасматулин А
7
Щетников И
2 – высокая степень сформированности качества.
1 – достаточная степень сформированности качества.
0 – недостаточная степень сформированности качества
Мониторинг ключевых компетенций 8 класс
2014 учебный год.
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Байгонов Е.
1
1
0
0
1
0,6
2
Егоров Н
1
1
1
0
1
0,8
3
Какетов А
1
1
1
1
1
1
4
Кенжеканов А
2
2
1
2
1
1,6
5
Кумарбек Д
2
2
1
2
2
1,8
6
Куделина А
1
1
1
1
1
1
7
Куделин Н
1
0
1
1
1
0,8
8
Крюкова Н
2
1
1
0
1
1
9
Осинина Т
1
1
1
0
1
0,8
10
Пашкевич А
2
2
2
2
2
2
11
Писанко Е
2
1
2
2
1
0,6
12
Хасматулин А
2
2
1
1
2
0,7
13
Шульгина А
2
2
1
1
2
0,7
14
Щетников И
1
1
0
1
1
0,8
1,5
1,2
1
1
1,2
14,2/14=0,8
2 – высокая степень сформированности качества.
1 – достаточная степень сформированности качества.
0 – недостаточная степень сформированности качества
Графический анализ ключевых компетенций в 8 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года
Мониторинг ключевых компетенций 9 класс
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Касенова К
2
2
2
2
2
2
2
Егорова А
1
1
1
0
1
0,8
3
Аскерханова А
1
1
1
1
1
1
4
Долдонова М
1
1
1
2
1
1,2
5
Камзинова А
2
1
1
1
1
1,2
6
Соболевский В
1
1
1
1
1
1
7
Скоснягин А
1
1
1
1
1
1
8
Мальцева К
2
2
2
1
1
1,6
9
Черевко К
2
2
2
1
2
1,8
10
Эсембекова Д
2
2
1
2
2
1,8
11
Зарылканова А
1
1
1
0
1
0,8
1,4
1,2
1,2
0,8
1,2
14,2/11=1,2
Графический анализ ключевых компетенций в 9 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года
Мониторинг ключевых компетенций 11 класс
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Аверина З
2
2
2
2
2
2
2
Куковская А
2
2
2
2
2
2
3
Адылханов С
2
1
1
2
2
1,6
4
Томилова С
2
1
2
2
2
1,8
2
1,5
1,7
2
2
Средний балл- 11класс 7,4 /4 =1,8
Графический анализ ключевых компетенций в 11 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года
Мониторинг ключевых компетенций 7 класс
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Айболтинов Д
1
1
1
0
1
0,8
2
Досаев З
1
1
1
0
1
0,8
3
Оналбаева А
2
2
2
2
2
2
4
Носко К
2
2
1
2
1
0,6
5
Камзинова А
2
2
1
2
2
1,8
6
Носко В
1
1
1
1
1
1
7
Учёсова Н
1
2
2
1
1
1,4
8
Фомина А
2
2
2
1
1
1,6
9
Лубягина О
2
1
1
1
1
1,2
10
Ушакова Е
1
1
0
0
0
0,4
1,5
1,5
1,2
1
1,1
Средний балл 7 кл-11,6/10= 1,16
Графический анализ ключевых компетенций в 7 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года.
Мониторинг ключевых компетенций 6 класс
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Антошкин Е
1
1
0
0
1
0,6
2
Досаева А
1
1
0
0
1
0,6
3
Шарапов Д
1
1
1
1
1
1
4
Сухенко В
2
2
1
2
1
1,6
5
Камзинов А
2
2
1
2
2
1,8
6
Осинин И
1
0
0
0
0
1
7
Учёсова Е
1
1
1
1
1
1
8
Осинин С
1
1
0
0
0
0,4
9
Травникова И
2
2
2
2
2
2
10
Скоснягин Д
1
1
0
0
1
0,6
11
Крючков В
2
1
1
0
1
1
12
Майбасов А
0
1
0
0
1
0,4
13
Писанко Е
2
2
2
1
2
0,5
14
Темирканов С
1
1
1
1
1
1
1,2
1,2
0,7
0,7
1,1
Средний балл- 6 кл -13,1/ 14=0,9
Графический анализ ключевых компетенций в 6 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года.
Мониторинг ключевых компетенций 5 класс
компетенции
Коммуни
кативные
Социо
культурные
Учебно
познавательные
Культуро-ведческие
Здоровье
сберегающие
С/Б
1
Айболтинов Т
1
1
1
0
1
0,8
2
Аверина Д
1
1
1
0
1
0,8
3
Барков В
1
0
1
1
1
0,8
4
Дяглева Е
2
2
2
2
1
0,5
5
Кусаинова С
2
2
1
1
2
0,6
6
Шарапова Е
1
1
0
0
1
0,6
7
Сизова Л
1
0
1
1
1
0,8
8
Бренёв В
1
1
1
0
1
0,8
9
Долгоненко В
1
1
1
0
1
0,8
1,3
1
1
0,5
1,1
класс - 6,5/9= 0,72
Графический анализ ключевых компетенций в 5 классе
За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года.
2 – высокая степень сформированности качества.
1 – достаточная степень сформированности качества.
0 – недостаточная степень сформированности качества
Графический анализ сформированности компетенций
по технологии за 2013-2014 уч г. 1 полугодие
Коммуникативные компетенции
5кл 6кл 7кл 8кл 9кл 11кл
Социокультурные компетенции
Учебно- познавательная компитенция
Культуроведческая и природоведческая компитенция
Здоровьесберегающая компетенция
Хуторской А.В. Статя «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
С.А. Денисова, г. Новосибирск.
Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Об особенностях преподавания основ наук
в общеобразовательных организациях
Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году
Инструктивно-методическое письмо
Астана
2013
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол № 3 от 24 мая 2013 г.).
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 121 с.
Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах средних общеобразовательных школах Республики Казахстан.
Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам, работникам системы среднего образования
1 – достаточная степень сформированности качества.
0 – недостаточная степень сформированности качества.
Диагностика сформированности ключевых компетенций учащихся 8 класса по трудовому обучению Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной. Вот как может выглядеть оценка сформированности компетенций учащихся 8 класса.
Проводя эту работу, я задумалась о том, при изучении каких аспектов курса информатики формируются ключевые компетенции и подкорректировала приведенную выше таблицу именно с точки зрения преподавателя информатики. Вот что у меня получилось.