Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка в средней школе
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка в средней школе
Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня – формирование функциональной грамотности, под которой понимается способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка в средней школе»
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка в средней школе
Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня – формирование функциональной грамотности, под которой понимается способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В структуру функциональной грамотности входят глобальные компетенции, которые рассматривают как специфический обособленный ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
В школьном расписании такой предмет отсутствует, но элементы содержания представлены в ряде школьных предметов: география, обществознание, история, биология, иностранный язык.
Одна из глобальных проблем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, - вопросы экологии. Данная тема выделяется в содержательном аспекте «Глобальные проблемы» в 5-6 и 7 классах. В учебнике «Спотлайт» эта проблема представлена в 7 классе, в 5-6 классах к ней обращаются косвенно.
На основе материалов, представленных в Банке заданий Института стратегии развития образования, мной были подобраны тексты и разработаны упражнения, направленные на формирование глобальных компетенций обучающихся 6 класса. При оценивании выполненных работ использовались адаптированные критерии для 6 класса, представленные в том же Банке.
Тексты для работы были взяты из пособия Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко «Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 6 класс».
Все задания разделены на 3 группы в зависимости от этапа работы текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этап.
I) Предтекстовый этап:
Упражнение 1. Прочитай заголовки и догадайся, о чем будет текст.
Exercise 1. Read the headlines! What will the text be about?
1. Christmas Food
2. Presents
3. Water
4. Paper
5. Christmas trees
II) Текстовый этап.
Упражнение 2. Прочитай текст и проверь догадки. Подбери абзацам заголовки (у.1).
Exercise 2. Read the text and check! Match the headlines (ex.1) with the paragraphs (A-D)!
How to Reduce Christmas Waste
Did you know that every hour the UK throws away waste to fill a theatre? So think about how much more we throw away at Christmas! Read and see what little things you can do to help reduce waste at Christmas.
A. If we put all the wrapping we throw away in a line it would reach the Moon – that’s a lot of paper! But it’s very easy to recycle; use recycling banks at most supermarkets. Why not try giving presents in gift bags? That way you can reuse them again next year and save on paper! Don’t through away Christmas cards! You can try cutting them up and making new cards or gift tags out of them. You’ll be ready for next Christmas and save a few pennies!
B. If you have a real Christmas tree it’s a great thing to recycle. There are lots of companies that will collect it for you. After recycling people can use it as compost to help next year’s tree to cover pathways. How about getting a living Christmas tree with roots? That way it will keep on growing year after year and you can even plant it in your garden.
C. We throw over 7 million tons of food every year. So why not help out in the kitchen and get creative when cooking a Christmas turkey. If you’ve got a compost bin in your garden you can throw in all those veg peeling. Birds love Christmas leftovers, too. Any scraps of fruit cake and mince pies will go down a treat. It will give them energy and help them through the cold winter months.
D. If you get any presents that don’t fit or have old things that you won’t need anymore don’t throw them away. There are lots of charities out there who will pass on gifts to people in need.
Упражнение 3. Прочитай текст снова и определи: соответствуют утверждения 1-8 тексту (Правда), не соответствуют тексту (Ложь) или об этом в тексте не сказано (Не сказано).
Exercise 3. Read the text again and mark the statements: True (T), False (F), Not Stated (NS)
1. We can do nothing to reduce Christmas waste.
2. We throw away wrapping paper mostly after Christmas.
3. Wrapping paper is hard to recycle.
4. Gift bags can easily be used again.
5. Christmas cards cannot be used again.
6. It saves a person 20 pounds if he/she reuses Christmas cards.
7. A Christmas tree with roots can grow only a year or two.
8. Seven thousands tons of food are thrown away each Christmas.
III) Послетекстовый этап:
Упражнение 4. Какие действия помогут сократить количество рождественского мусора?
Exercise 4. What actions can reduce Christmas waste?
1. Buy new wrapping paper for presents.
2. Plant a fir-tree in your yard/garden.
3. Buy plastic bags to wrap presents.
4. Cook food in small quantities.
5. Never buy clothes as presents.
6. Bring wrapping paper to recycling centers.
Упражнение 5. Прочитай текст, затем утверждения 1-5 и напиши «Да», если утверждение поможет экологам убедить людей; «Нет», если утверждение не поможет им.
Exercise 5. Read the text:
Artificial Christmas trees are getting more popular than real trees. But ecologists say that Christmas trees in pots are better for the nature.
What statements can help the ecologists to assure people? Write “Yes” or “No”!
1. Artificial trees are made from plastic. It is bad for the nature.
2. Trees in pots can die after Christmas.
3. Trees in pots cost a lot of money.
4. You can use artificial trees every year.
5. You can buy pot trees everywhere.
Задание 6. Закончи предложения!
Приведи 1 причину «за» использование рождественских елей в горшках:____________
Приведи 1 причину «за» использование искусственных елей ______________________
Exercise 6: Complete the sentences!
Give 1 reason for using Christmas trees in pots: _________________________________ ________________________________________________________________________
Give 1 reason for using artificial Christmas trees: ________________________________ ________________________________________________________________________
Работа над приведенными выше заданиями может быть организована на 1 или нескольких уроках. Перед работой текстом учитель может ввести необходимую лексику и предложить упражнения на ее тренировку. Также задания послетекстового этапа могут использоваться частично.
При работе с материалами были выявлены следующие трудности школьников: 1) не читают задание внимательно; 2) не могут предложить идею по утверждению, с которым они не согласны, т.е. не готовы принять точку зрения оппонента. Следовательно, можно говорить о проблемах недостаточности сформированности умений чтения с извлечением основной информации, низкого уровня сформированности глобальных компетенций.
Задачи формирования глобальных компетенций могут быть решены при совместной целенаправленной и систематической работе всеми учителями-предметниками, а также через внеурочную деятельность.
Определению глобальной компетентности в международном исследовании качества
образования PISA соответствуют четыре направления формирования и оценки «глобальных
компетенций»:
1. Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения;
2. Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других;
3. Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
4. Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Каждое из направлений охватывает определенный «набор» знаний, когнитивных
умений, социальных отношений. К базовым компонентам «глобальной компетентности»
принадлежат знания о глобальном мире и других культурах, умения осознать
происходящие в мире процессы, строить отношения с другими людьми на основе уважения
к представителям иных культур. В основе ценностной составляющей лежит уважение
человеческого достоинства и признание разнообразия мира, ценностей устойчивого развития.
Требования к предметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования (учебные дисциплины «обществознание», «география», иностранные языки, «история», «биология», «химия») и характеристики «глобальныхкомпетенций» в международном исследовании PISA зачастую совпадают текстуально.
Изучение иностранных языков направлено в том числе и на приобретение опыта «достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур».
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Права человека как ценность.
Основные причины возникновения глобальных проблем. Проявление глобальных проблем на локальном уровне.
Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины).
Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).
Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства).
Образование как ценность и право.
Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем.
Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
Глобальные проблемы в соответствии с перечнем
«Глобальных вопросов повестки дня ООН» [13]:
Изменение климата.
Мировой океан, вода.
Демографическая проблема.
Продовольственная проблема.
Миграция и беженцы.
Энергетическая и сырьевая проблемы.
Гендерное равенство.
Здравоохранение, питание.
Права человека, образование.
Инновации в сфере данных для целей развития (информационные технологии).
Классы
Аспекты
5-6 классы
7 класс
8-9 классы
Межкультурное взаимодействие
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур).
Семья и школа (аспект: роль семьи и школы в
воспитании и образовании ребенка).
Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога).
Семья и школа (аспект: роль семьи и школы в жизни общества).
Традиции и обычаи (аспекты: межкультурная коммуникация, концепции межкультурного взаимодействия, идентичность, стереотипы и их преодоление).
Воспитание и самовоспитание.
Агенты социализации.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного
учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость,
связанную с требованиями времени, и субъективный запрос всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей
Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. Проверка сформированности глобальной компетентности в PISA включает два
компонента:
1) «Знание и понимание»
а) осознание и понимание глобальных проблем:
• осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах;
• понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции.
б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:
• осознание сходства и различий разных культур;
• понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции.
• способность интерпретировать смысл элементов текста;
• способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы.
б) критическое мышление:
• оценка значимости, обоснованности, достоверности информации
(текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности,
непротиворечивости объективным данным и личному опыту;
• осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 7 стр. из 11
Глобальные компетенции
и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и
суждений культурными и иными традициями.
Литература:
Глобальные компетенции. Банк заданий.// Точка доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. О том, что такое глобальные компетенции, почему Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает их важными, какие результаты показали российские школьники и какие вопросы вызвали у них наибольшие
затруднения, читайте в нашей статье.
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. По мнению ОЭСР, системы образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире.
Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ.
Зачем нам глобальные компетенции?
Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить
возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Итак, что же такое «Глобальная компетентность» — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения.