kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: актуальные проблемы введения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные проблемы введения ФГОС. Вопрос материально-технической базы. Переподготовка педагогических кадров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: актуальные проблемы введения»»






ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра гуманитарных дисциплин




Тема: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ»











Выполнена:

Семеновой Ольгой Степановной

учителем иностранных языков

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 11 п. Рыздвяный







г. Ставрополь, 2017


Содержание:


-введение


-актуальные проблемы введения фгос


1. Вопрос материально-технической базы

2. Переподготовка педагогических кадров


-выводы


-список литературы


































"Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогаще­нии информацией".

А.Н. Леонтьев

Введение.

29 декабря 2012 года был принят новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования - Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» и это определило начало нового этапа развития российского образования. Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» уже не удовлетворял постоянно меняющимся условиям социокультурной и экономической жизни общества. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Одним из проблемных вопросов системы школьного образования XX – начала XXI вв. являлось то, что при хорошем академическом уровне подготовки школьники затруднялись в практическом применении знаний, решении нестандартных задач.

Наличие такой проблемы подтвердил и мониторинг проведённый в учреждениях профессионального образования. Выяснилось, что одной из главных проблем при обучении бывших выпускников является низкое качество сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков. Например, учебно-информационные навыки сформированы лишь у 11% учащихся, а учебно-проектировочные – у 22% опрошенных. Кроме того, одной из существенных причин, обусловливающих подобные трудности, оказалось отсутствие так называемых универсальных учебных действий и умений:

- самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;

- самостоятельно работать и т.д.

Мониторинг обозначил проблемы не только у школьников, но и у всей системы образования в целом.

Инновационное развитие экономики и современные потребности общества определили новые требования к выполнению человеком его профессиональных функций и социальных ролей. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. В настоящее время повышенная профессиональная мобильность, конкурентноспособность является главным критерием «выживаемости» в быстром течении жизни. В связи с этим возникла острая необходимость концептуального изменения системы образования. Развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального к информационному обществу становится смыслом и целью современного образования.

В настоящий момент состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требова­ния к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выпол­нить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится"*. Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования.

В соответствии с Декларацией прав ребенка: «Емудолжно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». Федеральные государственные образовательные стандарты − один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В контексте прав человека ФГОС является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Актуальные проблемы введения ФГОС:

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в со­ответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.

  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой систе­ме образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.

  1. Вопрос материально – технической базы.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом требуется позаботится о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

Желание модернизировать учебный процесс в школе соответствующе новым информационным технологиям очень похвально, но на мой взгляд, и по отзывам на форумах, в действительности обеспечение школ происходит не всегда качественным оборудованием, подчас не работающим совместно со всеми модулями. В школах нет соответствующих специалистов, которые могли бы настроить поступившее оборудование. К тому же многие учителя, особенно старшего поколения, оказались не готовы ктакого рода нововведениям (появлению в образовательных учреждениях инновационных технологий). Должны организовываться соответствующие курсы, которые научили бы педагогов правильно пользоваться новым оборудованием, чтобы они смогли полноценно использовать ИКТ в процессе педагогической деятельности.

Также в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте рекомендовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формировать библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Это с трудом будет реализовано в малогабаритных сельских школах, так как не во всех на сегодняшний день есть возможность подключения интернета.

В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

В большинства сельских школ это практически не выполнимо. Средств на реализацию этих пунктов программы из федерального бюджета выделено не так много, основной источник финансирования – это краевые, областные и районные статьи финансирования, а их как известно, всегда не хватает. Данные рекомендации осуществимы лишь в крупных городах, где помимо выделения некоторых средств из городского бюджета возможно привлечение спонсорских средств. В сельских же школах эти рекомендации труднореализуемы из-за недостаточного финансирования и отсутствия спонсорской помощи.

2.Переподготовка педагогических кадров.

Для педагогов задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности ведет к стрессу. У молодых же спе­циалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС. Новый стандарт повышает требования к учителю. Он должен становиться и психологом, и социальным педагогом в какой-то степени. Но это не значит, что серьезно расширяет функционал учителя. Усложняются требования к качеству труда учителя, к результатам его деятельности. И без современных профессиональных компетентностей учителю уже не обойтись.

Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагоги­ческий инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.

Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель­ -ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необ­ходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой инфор­мации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение раз­вития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик форми­рует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей уче­ника в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.

 С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:

-умение выбирать и применять современные образовательные тех­нологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достиже­ний учащихся и др.);

-корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

-формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходи­мость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появ­ляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Вне­урочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать про­блемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. После распада СССР, когда по всей стране в каждом образовательном учреждении было множество различных кружков, система кружковой работы, других видов внеурочной деятельности, практически была сведена на нет. Россий­ский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогаще­нии информацией".


Выводы


Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Этим требованиям в полной мере соответствует Федеральный государственный стандарт. Главное правильно и качественно его реализовать.

Список литературы:


    1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

zakonrf.info

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

    2. Министерство образования и науки Российской Федерации/ официальный сайт [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

    3. Указ В.В. Путина от 07 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

    4. Приказ Министерства образования и науки России от 28 декабря

2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к

образовательным учреждениям в части охраны здоровья

обучающихся, воспитанников».

http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Ольга Степановна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Образовательный проект "Методическое сопровождение педагогов в период введения ФГОС ООО""
    ["seo_title"] => string(92) "obrazovatielnyiproiektmietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovvpieriodvviedieniiafgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "273288"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452179435"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(99) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "283853"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893547"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(100) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia1"
    ["file_id"] => string(6) "283854"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893554"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) ""О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования""
    ["seo_title"] => string(100) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia2"
    ["file_id"] => string(6) "283856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства