Просмотр содержимого документа
««федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: актуальные проблемы введения»»
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Тема: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ»
Выполнена:
Семеновой Ольгой Степановной
учителем иностранных языков
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 11 п. Рыздвяный
г. Ставрополь, 2017
Содержание:
-введение
-актуальные проблемы введения фгос
1. Вопрос материально-технической базы
2. Переподготовка педагогических кадров
-выводы
-список литературы
"Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".
А.Н. Леонтьев
Введение.
29 декабря 2012 года был принят новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования - Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» и это определило начало нового этапа развития российского образования. Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» уже не удовлетворял постоянно меняющимся условиям социокультурной и экономической жизни общества. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихсяусловиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Одним из проблемных вопросов системы школьного образования XX – начала XXI вв. являлось то, что при хорошем академическом уровне подготовки школьники затруднялись в практическом применении знаний, решении нестандартных задач.
Наличие такой проблемы подтвердил и мониторинг проведённый в учреждениях профессионального образования. Выяснилось, что одной из главных проблем при обучении бывших выпускников является низкое качество сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков. Например, учебно-информационные навыки сформированы лишь у 11% учащихся, а учебно-проектировочные – у 22% опрошенных. Кроме того, одной из существенных причин, обусловливающих подобные трудности, оказалось отсутствие так называемых универсальных учебных действий и умений:
- самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;
- самостоятельно работать и т.д.
Мониторинг обозначил проблемы не только у школьников, но и у всей системы образования в целом.
Инновационное развитие экономики и современные потребности общества определили новые требования к выполнению человеком его профессиональных функций и социальных ролей. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. В настоящее время повышенная профессиональная мобильность, конкурентноспособностьявляется главным критерием «выживаемости» в быстром течении жизни. В связи с этим возникла острая необходимость концептуального изменения системы образования. Развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального к информационному обществу становится смыслом и целью современного образования.
В настоящий момент состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится"*. Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования.
В соответствии с Декларацией прав ребенка: «Емудолжно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». Федеральные государственные образовательные стандарты − один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В контексте прав человека ФГОС является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.
Актуальные проблемы введения ФГОС:
В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:
Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
Вопрос материально – технической базы.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом требуется позаботится о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
Желание модернизировать учебный процесс в школе соответствующе новым информационным технологиям очень похвально, но на мой взгляд, и по отзывам на форумах, в действительности обеспечение школ происходит не всегда качественным оборудованием, подчас не работающим совместно со всеми модулями. В школах нет соответствующих специалистов, которые могли бы настроить поступившее оборудование. К тому же многие учителя, особенно старшего поколения, оказались не готовы ктакого рода нововведениям (появлению в образовательных учреждениях инновационных технологий). Должны организовываться соответствующие курсы, которые научили бы педагогов правильно пользоваться новым оборудованием, чтобы они смогли полноценно использовать ИКТ в процессе педагогической деятельности.
Также в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте рекомендовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формировать библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Это с трудом будет реализовано в малогабаритных сельских школах, так как не во всех на сегодняшний день есть возможность подключения интернета.
В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
В большинства сельских школ это практически не выполнимо. Средств на реализацию этих пунктов программы из федерального бюджета выделено не так много, основной источник финансирования – это краевые, областные и районные статьи финансирования, а их как известно, всегда не хватает. Данные рекомендации осуществимы лишь в крупных городах, где помимо выделения некоторых средств из городского бюджета возможно привлечение спонсорских средств. В сельских же школах эти рекомендации труднореализуемы из-за недостаточного финансирования и отсутствия спонсорской помощи.
2.Переподготовка педагогических кадров.
Для педагогов задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС. Новый стандарт повышает требования к учителю. Он должен становиться и психологом, и социальным педагогом в какой-то степени. Но это не значит, что серьезно расширяет функционал учителя. Усложняются требования к качеству труда учителя, к результатам его деятельности. И без современных профессиональных компетентностей учителю уже не обойтись.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель -ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
-умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
-корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. После распада СССР, когда по всей стране в каждом образовательном учреждении было множество различных кружков, система кружковой работы, других видов внеурочной деятельности, практически была сведена на нет. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".
Выводы
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Этим требованиям в полной мере соответствует Федеральный государственный стандарт. Главное правильно и качественно его реализовать.
Список литературы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ».
zakonrf.info
Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227
Министерство образования и науки Российской Федерации/ официальный сайт [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
Указ В.В. Путина от 07 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Приказ Министерства образования и науки России от 28 декабря
2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья