kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка по написанию эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.  Для облегчения работы по подготовке к написанию эссе предлагаются различные варианты клише, которые уместно использовать в письменной работе. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:  метафоры, аллегорические и притчевые образы,  символы, сравнения. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

Структура эссе:

  1. Постановка самой проблемы, краткое изложение того, о чем работа (полстраницы).
  2. Аргументация выбора темы, подкрепление  начального утверждения. Раскрытие  выдвинутой  темы в 2-3х тезисах (1-1,5 страницы).
  3. Вывод, вытекающий из аргументированных объяснений.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по написанию эссе»

Памятка по написанию эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк». «Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе - прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные». Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы

  • неожиданные повороты

  • интересные сцепления

Структура эссе:

  1. Постановка самой проблемы, краткое изложение того, о чем работа (полстраницы).

  2. Аргументация выбора темы, подкрепление начального утверждения. Раскрытие выдвинутой темы в 2-3х тезисах (1-1,5 страницы).

  3. Вывод, вытекающий из аргументированных объяснений.

Структурная схема эссе.

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

Для облегчения работы по подготовке к написанию эссе предлагаются различные варианты клише, которые уместно использовать в письменной работе.

Вступление


Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями...

Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.


Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следу­ющим примером ...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение


Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…


Особенности эссе как литератур­ного жанра.

1. Наличие конкретной темы или вопроса. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления. Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

3. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция. Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок.

5. Непринужденность повествова­ния. Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.

6. Парадоксальность. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

7. Внутреннее смысловое единство. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

8. Открытость. Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами). Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис­пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — зна­ние современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци­таты и т.д.). Изложите свою точку зрения в той последователь­ности, которую вы наметили. Сформулируйте общий вывод работы и, если необ­ходимо, отредактируйте ее.


На что стоит обратить внимание при написании эссе.

1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно пра­вильных или неправильных ответов на во­просы, как это бывает в физике или матема­тике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, соб­ственные суждения студентов и их аргумен­тацию.

3. При выдвижении собственной пози­ции в центре внимания оказывается:

- способность (возможность) студента критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргумента­цию других;

- способность понимания, оценки и ус­тановления связи между ключевыми мо­ментами любых проблем и вопросов;

- умение дифференцировать, что явля­ется более, а что менее важным;

- умение понимать аналитические под­ходы и модели;

- готовность дифференцировать про­тивоположные подходы и модели и их при­менение к эмпирическому материалу, дис­куссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые на­писаны коротко, четко и ясно.


Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в из­ложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без выска­зывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.



Преподаватель Л.В. Щербакова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Памятка по написанию эссе

Автор: Щербакова Лилия Владимировна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 301047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Памятка по написанию эссе"
    ["seo_title"] => string(30) "pamiatka-po-napisaniiu-essie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301048"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456842089"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Практическая памятка для написания эссе по обществознанию для студентов 1-3 курса "Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства" "
    ["seo_title"] => string(156) "praktichieskaia-pamiatka-dlia-napisaniia-essie-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-studientov-1-3-kursa-lipietskogho-kolliedzha-transporta-i-dorozhnogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "236845"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444160023"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Мастер-класс "Пишем   эссе по обществознанию""
    ["seo_title"] => string(45) "mastierklasspishiemessiepoobshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "261743"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449184186"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Памятка "Как писать эссе" "
    ["seo_title"] => string(24) "pamiatka-kak-pisat-essie"
    ["file_id"] => string(6) "128202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415455820"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства