kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность применения коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секция № 4. Эффективность применения коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Общаясь, люди создают друг друга.

Кучина Елена Павловна,

Методист ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса», E-mail: 62kuchina@mail.ru +7 9521502895

Ключевые слова: коммуникативные технологии, способности; педагог собеседник, консультант; коммуникабельность студентов.

Се­годня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной ме­тодики, лежит мотивация студентов к получе­нию знаний, умений и навыков.

    Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.

    Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

 Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с на­ибольшей эффективностью использовать ту ­или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и до­стижения современной педагогики.

   Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога:  он равноправный собеседник, консультант и помощник  студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.

    Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

   Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают  устную форму (дискуссии, доклады, презентации). Письменные формы коммуникации (чтение, понимание и написание разного рода текстов).  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. 

    Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения коммуникативных технологий в образовательном процессе. »

Секция № 4. Эффективность применения коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Общаясь, люди создают друг друга.

Кучина Елена Павловна,

Методист ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса», E-mail: 62kuchina@mail.ru +7 9521502895

Ключевые слова: коммуникативные технологии, способности; педагог собеседник, консультант; коммуникабельность студентов.


Се­годня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной ме­тодики, лежит мотивация студентов к получе­нию знаний, умений и навыков.

Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.

    Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с на­ибольшей эффективностью использовать ту ­или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и до­стижения современной педагогики.

Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога:  он равноправный собеседник, консультант и помощник  студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.

    Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

   Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают устную форму (дискуссии, доклады, презентации). Письменные формы коммуникации (чтение, понимание и написание разного рода текстов) .  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. 

    Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,

    Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

·       аудирование

·       говорение

·       чтение

·       письмо

    Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.

    Каждый педагог должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения  и т.п. получает каждый конкретный студент на моих уроках?»

    Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у студентов способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения.    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:

·  сформировать у студентов умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

·  сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; 

·  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность студента):

·       студент спрашивает,

·       подтверждает мысль,

·       побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

·       высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача,

  • новый собеседник,

  • новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения,

  • потребность использования речи,

  • формирование представлений о речевом поведении.

  • Исследования педагогов-психологов до­казывают:

  • наиболее значимыми для подростка являются коллективная деятельность и мне­ние сверстников;

  • от учения как функции запоминания необходим переход к учению как процессу умственного развития, позволяющему ис­пользовать усвоение и анализировать;

  • необходим переход от ориентации на усреднённого студента к дифференциро­ванным и индивидуализированным про­граммам обучения.

Согласно последним исследованиям учёных в области педагогики, процент ус­воения материала зависит от методики проведения занятия.

На занятиях по основам философии мною используются элементы технологии коллективного способа обучения. Авторами этой технологии являются А.Т. Ривин - педагог-новатор (1877-1944) .

Важнейшие характеристики данной технологии обучения:

Цели:

    • достижение высокого уровня усвое­ния содержания образования;

    • развитие коммуникативных качеств личности.

Принципы:

    • разноуровневость участников педаго­гического процесса в группах;

    • учет индивидуальных способностей студентов;

    • сотрудничество и взаимопомощь меж­ду студентами;

    • ориентация на конечные результаты;

    • непрерывность передачи знаний друг другу.

Организация групповой работы:

    • Группа делится на микрогруппы (не бо­лее б человек) на принципах дифференциа­ции по уровню подготовленности («силь­ный», «средний», «слабый»). «Слабому» студенту в группе оказывают помощь не толь­ко студеты из группы, но и педагог.

    • Каждая группа получает определённое задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определённое время под не­посредственным руководством лидера груп­пы или преподавателя.

    • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы.

    • Состав группы непостоянный и может меняться с учётом заданий и микроклимата в группе.

Методические приёмы:

    • Подготовка к групповой работе:

а) постановка проблемной ситуации на занятии, объявление темы;

6) инструктаж о проведении работы;

в) раздача заданий и материалов по груп­пам.

    • Работа в микрогруппах:

а) знакомство с материалом, планирова­ние работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение заданий;

г) обсуждение выполненных заданий и со­отношение с общим заданием для группы;

д) подведение итогов работы группы.

    • Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы группы;

б) общий вывод по результатам работы на занятии;

в) подведение итогов, оценивание.

Средства обучения.

При использовании методики КСО важ­нейшими средствами обучения являются документы, учебники, методические и на­глядные материалы.

Результаты работы:

    • повышение активности студентов;

    • развитие коммуникативных качеств личности;

    • улучшение у студентов ранее приобретенных знаний и умений.

    • в работе по данной методике преподаватель - помощник, контролёр, регулятор споров, если таковые возникают.

- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия  на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации;

- преодоление страха публичного выступления;

- свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;

- расширение словарного запаса;

- получение и применение новой информации в области коммуникаций.

Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Об эффективности применения технологии коллективного способа обучения на занятиях можно судить по возрастающим показателям качества знаний и успеваемости студентов в тех группах, в которых внедряются элементы коммуникативной технологии – показатели выше в среднем на 10-12%.

В настоящее время актуальной является проблема развития познава­тельного интереса студентов к знаниям, получаемой ими профессии, формированию устойчивых основ, к их совершенствованию и реализации. Для решения этой проблемы на занятиях инженерно-педагогические работники техникума используют активные методы обучения и элементы современных педагогических технологий. Эти технологии и методы применяются для изучения наиболее значимых для конкретной специальности тем и помогают в профессиональной деятельности студентам.




Список литературы:


  1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1988.

  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство МПСИ, 2002.

  4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-т, 1977. – 304 с.

  5. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки спе­циалистов. - М.: 1989. – 144 с.

  6. Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность применения коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Автор: Кучина Елена Павловна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(112) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-i-miediakompietientnosti-vsiekh-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "115021"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411792051"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(167) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-dlia-razvitiia-kommunikativnykh-sposobnostiei-u-russkoiazychnykh-uchashchikhsia-na-urokakh-tatarskogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "156890"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421502717"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Использование технологий продуктивного обучения для развития надпредметной компетентности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_tekhnologii_produktivnogo_obucheniia_dlia_razvitiia_nadpredmetnoi_k"
    ["file_id"] => string(6) "521613"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570041803"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства