Сегодня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной методики, лежит мотивация студентов к получению знаний, умений и навыков.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и достижения современной педагогики.
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога: он равноправный собеседник, консультант и помощник студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают устную форму (дискуссии, доклады, презентации). Письменные формы коммуникации (чтение, понимание и написание разного рода текстов). Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой великолепной методики, лежит мотивация студентов к получению знаний, умений и навыков.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
Поэтому важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию. Здесь на первый план выходят личность преподавателя и его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Но прежде чем использовать имеющиеся или изобретать новые технологии, необходимо знать основы возрастной психологии и достижения современной педагогики.
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога: он равноправный собеседник, консультант и помощник студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают устную форму (дискуссии, доклады, презентации). Письменные формы коммуникации (чтение, понимание и написание разного рода текстов) . Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
Каждый педагог должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный студент на моих уроках?»
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у студентов способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения. Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у студентов умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность студента):
· студент спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
новая речевая задача,
новый собеседник,
новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
осознание необходимости общения,
потребность использования речи,
формирование представлений о речевом поведении.
Исследования педагогов-психологов доказывают:
наиболее значимыми для подростка являются коллективная деятельность и мнение сверстников;
от учения как функции запоминания необходим переход к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоение и анализировать;
необходим переход от ориентации на усреднённого студента к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
Согласно последним исследованиям учёных в области педагогики, процент усвоения материала зависит от методики проведения занятия.
На занятиях по основам философии мною используются элементы технологии коллективного способа обучения. Авторами этой технологии являются А.Т. Ривин - педагог-новатор (1877-1944) .
Важнейшие характеристики данной технологии обучения:
Цели:
достижение высокого уровня усвоения содержания образования;
развитие коммуникативных качеств личности.
Принципы:
разноуровневость участников педагогического процесса в группах;
учет индивидуальных способностей студентов;
сотрудничество и взаимопомощь между студентами;
ориентация на конечные результаты;
непрерывность передачи знаний друг другу.
Организация групповой работы:
Группа делится на микрогруппы (не более б человек) на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный», «средний», «слабый»). «Слабому» студенту в группе оказывают помощь не только студеты из группы, но и педагог.
Каждая группа получает определённое задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определённое время под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя.
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы.
Состав группы непостоянный и может меняться с учётом заданий и микроклимата в группе.
Методические приёмы:
Подготовка к групповой работе:
а) постановка проблемной ситуации на занятии, объявление темы;
6) инструктаж о проведении работы;
в) раздача заданий и материалов по группам.
Работа в микрогруппах:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение заданий;
г) обсуждение выполненных заданий и соотношение с общим заданием для группы;
д) подведение итогов работы группы.
Заключительная часть:
а) сообщение о результатах работы группы;
б) общий вывод по результатам работы на занятии;
в) подведение итогов, оценивание.
Средства обучения.
При использовании методики КСО важнейшими средствами обучения являются документы, учебники, методические и наглядные материалы.
Результаты работы:
повышение активности студентов;
развитие коммуникативных качеств личности;
улучшение у студентов ранее приобретенных знаний и умений.
в работе по данной методике преподаватель - помощник, контролёр, регулятор споров, если таковые возникают.
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Об эффективности применения технологии коллективного способа обучения на занятиях можно судить по возрастающим показателям качества знаний и успеваемости студентов в тех группах, в которых внедряются элементы коммуникативной технологии – показатели выше в среднем на 10-12%.
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательного интереса студентов к знаниям, получаемой ими профессии, формированию устойчивых основ, к их совершенствованию и реализации. Для решения этой проблемы на занятиях инженерно-педагогические работники техникума используют активные методы обучения и элементы современных педагогических технологий. Эти технологии и методы применяются для изучения наиболее значимых для конкретной специальности тем и помогают в профессиональной деятельности студентам.
Список литературы:
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1988.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство МПСИ, 2002.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-т, 1977. – 304 с.
Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 1989. – 144 с.
Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.