"Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса"
"Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса"
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их. В 70-х годах прошлого столетия в педагогике впервые заговорили о медиаобразовании и его значимости в современном обществе. И впервые документально это понятие было зафиксировано в документах ЮНЕСКО. Сейчас наблюдается стремительное развитие общества, активное проникновение в нашу жизнь средств массовой информации и различных информационных технологий,таких как Интернет, мобильная связь, и что еще важнее, все более активное воздействие на формирование и становление нашего мировоззрения. Не секрет, что этому больше всего подвержено подрастающего поколение, активно впитывающее все новое, современное, имеющее ауидиовизуальную структуру. Главной задачей медиаобразования является формирование у школьников умений работать с информацией масс-медиа в процессе преподавания обязательных предметов. Медиаграмотность призвана помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность? Информационная культура – составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности и повседневной практике. Медиакомпетентность – сложное личностное образование, включающее в себя: совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения, опыт использования медиа в различных сферах деятельности,включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом,качества личности человека, такие как: познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, положительная мотивация, ценностно-смысловые представления о деятельности по использованию медиа..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса" »
Доклад
по теме:
«Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса»
Подготовила: Кочергина И.Г.,
учитель иностранного языка
МКОУ СОШ №17.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их. В 70-х годах прошлого столетия в педагогике впервые заговорили о медиаобразовании и его значимости в современном обществе. И впервые документально это понятие было зафиксировано в документах ЮНЕСКО. Сейчас наблюдается стремительное развитие общества, активное проникновение в нашу жизнь средств массовой информации и различных информационных технологий,таких как Интернет, мобильная связь, и что еще важнее, все более активное воздействие на формирование и становление нашего мировоззрения. Не секрет, что этому больше всего подвержено подрастающего поколение, активно впитывающее все новое, современное, имеющее ауидиовизуальную структуру. Главной задачей медиаобразования является формирование у школьников умений работать с информацией масс-медиа в процессе преподавания обязательных предметов. Медиаграмотность призвана помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность?Информационная культура – составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности и повседневной практике.Медиакомпетентность – сложное личностное образование, включающее в себя: совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения, опыт использования медиа в различных сферах деятельности,включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом,качества личности человека, такие как: познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, положительная мотивация, ценностно-смысловые представления о деятельности по использованию медиа..
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший; 0блегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий: универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.); компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники; мультимедийные программные продукты; компьютерные средства телекоммуникаций. Эти направления можно реализовать в школе:
Где
Для чего
Что
Как
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапах первоначального контроля.
Для автоматизации процесса обучения и экономии времени для обработки данных
Контролирующие и тестирующие программы
Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
На уроке объяснения нового материала.
Для объяснения материала
Обучающие программы.
Показ опытов, моделей, лекций.
Компьютерный класс.
Один компьютер и видеопроектор
На внеклассных мероприятиях.
Для демонстрации материала.
Для развития творческих способностей учащихся.
Мультимедийные средства.
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр.
Компьютерный класс.
Один компьютер и видеопроектор
Выступления на родительских собраниях
Просветительская деятельность.
Знакомство с результатами работы школы.
Мультимедийные презентации лекций, отчетов о деятельности школы
Авторское графическое оформление сайта, школьной газеты плакатов, буклетов
Готовые программные средства
Компьютерный класс.
Самообразование педагогов
Оформление классной документации, отчетов; обмен опытом; знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Интернет ресурсы.
Электронная база мониторинга.
Компьютер с выходом в Интернет
Последовательная методически грамотная работа по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий приведит к тому, что в школе создаётся информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что позволяет ожидать:
Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.
Повышение образовательного уровня педагога.
Повышение культуры учебного и педагогического труда.
Повышение информационной плотности и эмоциональности урока, интенсификация процесса обучения в целом.
Эффективность обработки информации на уроке.
Повышение качества образовательного процесса.
Воспитание, развитие и социализация личности учащихся.
Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение. XXI век – век информатизации. И одна из главных задач - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции. Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ). Широкие перспективы для НИТ открываются и в педагогической области. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет качественно новый этап в теории и практике педагогики. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей НИТ вызывает к жизни и новые формы обучения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка: 1.Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. 2.Отработка произношения. 3.Обучение диалогической речи.I - этап - знакомство с диалогом. II - этап - разучивание диалога. III - этап - инсценирование диалога. 4. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. 5. Отработка грамматических явлений. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи , статьи из газет и журналов, необходимую литературу, аудиоматериалы, видиоматериалы и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Новые информационные технологии, на мой взгляд, открывают большие возможности расширить образовательные рамки по каждому предмету. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения. Умение работать с колоссальным информационным потоком является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умение можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий. При подготовке к урокам иностранного языка мы часто готовим слайдовые презентации по темам. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация- это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Таким образом можно выделить несколько основных форм использования компьютерных презентаций на учебных занятиях:- КП для иллюстрации и демонстрации учебного материала, - КП для самостоятельной работы учащихся, - КП для контроля знаний. ИКТ нацелены на – развитие интереса, мотивации, - активность субъекта учения, - интерактивность, - увеличение самостоятельности школьников, - развитие креативности, - самореализацию и социализацию учащихся, - предотвращение их перегрузки.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. И поскольку в стране идёт модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Компьютер необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовки к урокам, печатании раздаточного материала к урокам ( карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов, для ведения мониторинга учебного процесса, фиксирования результативности учащихся по предмету, итогов входного и выходного тестирования. Учащиеся старших классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях.
Внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке- живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Поэтому использование пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке. Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель, и применение информационных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идёт модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, позитивно складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.
Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.
Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
повышает эффективность проведения урока;
организует режим индивидуального опроса;
усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; – при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся; – на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.
Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.
Урок, подготовленный в форме презентации можно провести после изучения всех букв английского алфавита.
Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.