Эффективные формы экологического воспитания в дополнительном образовании
Эффективные формы экологического воспитания в дополнительном образовании
Воспитание – основа всего образовательного процесса, оно неразрывно связано с обучением, так как, обучая детей, мы их воспитываем, а воспитывая – обучаем.
Экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из ведущих направлений развития системы образования. Основная проблема экологического образования – воспитание ответственного и заботливого отношения к окружающей природе, понимание взаимозависимости процессов в окружающей среде, частью которого является человек.
Дополнительное образование детей представляет собой перспективное направление в контексте развития образования в целом и способно решать задачи различной степени сложности в разной сфере жизнедеятельности. Станция юных натуралистов занимается вопросами экологического образования и воспитания более 20 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эффективные формы экологического воспитания в дополнительном образовании
Автор: Корнаева Зинаида Руслановна,
Методист МКУ ДО СЮН г. Дигоры
Дигорского района РСО-Алания
2020 г.
Воспитание – основа всего образовательного процесса, оно неразрывно связано с обучением, так как, обучая детей, мы их воспитываем, а воспитывая – обучаем.
Экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из ведущих направлений развития системы образования. Основная проблема экологического образования – воспитание ответственного и заботливого отношения к окружающей природе, понимание взаимозависимости процессов в окружающей среде, частью которого является человек.
Дополнительное образование детей представляет собой перспективное направление в контексте развития образования в целом и способно решать задачи различной степени сложности в разной сфере жизнедеятельности. Станция юных натуралистов занимается вопросами экологического образования и воспитания более 20 лет.
В своей работе педагоги Станции используют различные, как формальные, так и не формальные, формы и методы экологического образования и воспитания. К формальной форме мы относим занятия, проводимые по типу классно-урочной системы. Целью таких занятий является овладение обучающимися базовыми знаниями в области экологии и биологии, зоологии, формирование основных умений и навыков.
Неформальные экологические методы включают в себя активную практическую, игровую и учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Учебно-исследовательская деятельность имеет особое значение в экологическом образовании. Во-первых, такая деятельность связана с формированием у детей знаний и умений по изучению и оценке состояния природных систем, выработке умений по уходу, восстановлению, охране окружающей среды и созданию проектов по её сохранению. Во-вторых, она имеет социально-психологическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования, обогащения интеллектуального потенциала общества. Важной элементом интеграции общего и дополнительного экологического образования являются научно-практические конференции исследовательских работ школьников. В учебно-исследовательскую деятельность на Станции вовлечены ребята всех возрастов, так как эта деятельность является обязательным содержательным компонентом большинства образовательных программ.
Результативность данной деятельности – это победы учащихся учреждения на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, это овладение практическими навыками исследований, это умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
Большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов в эколого-биологическом образовании и воспитании имеют игры и, в частности, игровые занятия. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучен6ия детей младшего школьного возраста, и поэтому игровые формы и приёмы обучения – важнейший путь включения ребёнка в учебную деятельность. Через игру возможно становление научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению, основанное на соединении знаний, чувств и действий. С этой целью на Станции реализуются программы для детей младшего и дошкольного возраста «Юные натуралисты», «Охрана природы», «Я – эколог», «Мы – твои друзья» и другие, где в игровой форме даются знания о полезности всех природных объектов. О непрерывности жизни, её сложности, уникальности, хрупкости.
Необходимо обновление содержание образования на основе деятельного подхода, при котором ребёнок из наблюдателя и слушателя переходит в разряд активного участника происходящего. В связи с этим проводимые в Станции мероприятия всё более приобретают практико-ориентированный характер. В последние годы в методическом плане экологического образования и воспитания используются различные экологические проекты, предполагающие не только изучение состояния какого-либо объекта, но и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды: «Посади дерево», «Чистый берег», «Очистим планету от мусора» и другие.
Ребята являются организаторами экологических акций, посвящённых защите окружающей среды: «Чистота спасёт мир», «Покормите птиц зимой», «Экоёлка» и так далее.
Экскурсии – ещё одна из форм экологического образования, которая широко используется педагогами учреждения. Непосредственное общение с природой, изучение её в натуральном виде, умение наблюдать, фиксировать, сравнивать, анализировать. До 10% учебного времени отводится на проведение экскурсий и наблюдений. Именно на экскурсии дети могут лучше всего ознакомиться со своей местностью, рассмотреть экологические связи в природных сообществах, пронаблюдать за изменениями в окружающей среде под воздействием антропогенного фактора. Привитие ребёнку увидеть проблемы на местном уровне, оценить ситуацию в глобальных масштабах не позволит ему остаться в стороне от экологических проблем современности.
С этой целью проводятся практикумы на занятиях в объединениях, конкурсы плакатов и листовок, выставки детских поделок и рисунков.
Эффективной формой экологического воспитания является проведение на Станции юннатов областных, районных конкурсов, акций и марафонов таких как, «Зелёная планета», «Летопись добрых дел», «Зеркало природы», «Не стреляйте в белых лебедей!», «Лес - наше богатство» и другие. Основная задача - поддержка школьников, проявляющих интерес к эколого-биологическим дисциплинам, вовлечение обучающихся в совместную коллективно-творческую деятельность, формирование экологической грамотности и бережного отношения к окружающей среде.
Регулярно проводятся экскурсии по уголку живой природы, беседы по воспитанию бережного отношения к обитателям живого уголка.
Среди разнообразия форм деятельности нашего учреждения особое место принадлежит детскому празднику. Годовой круг праздников содержит и календарные праздники, и праздники, которые направлены на развитие ребят, пробуждения их творческого и интеллектуального потенциала, что существенно дополняет образовательный процесс и обогащает основные направления деятельности.
Особенное значение в воспитании экологической культуры обучающихся имеют традиционные районные мероприятия «День птиц!» «Праздник урожая!», интерес к которым не только год от года не ослабевает, но и возрастает. Систематически проводятся праздники, конкурсы для кружковцев: «Посвящение в юннаты», «Масленица», «Здравствуй зимушка-зима!». Конкурсы, выставки - как ждут их ребята, как хочется показать свои знания, умения, проявить свои таланты, лидерские качества, активную жизненную позицию. Всё это позволяет получить высокий воспитательный эффект. Чем больше и разнообразнее формы и методы работы, тем интереснее и продуктивнее деятельность учреждения.
Основным условием эффективности экологического образования и воспитания является формирование у обучающихся устойчивого интереса к изучению проблем сохранения природной среды и убеждений в необходимости природоохранной деятельности. Поэтому необходимо активно применять различные формы и методы воспитания.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}