Духовно – нравственное воспитание школьника через проектную деятельность
Духовно – нравственное воспитание школьника через проектную деятельность
Проектная деятельность даёт широкие возможности для развития ребёнка, дети учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. На первый план выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание школьника через проектную деятельность»
Почекуева Галина Матвеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Усть – Абаканская»
Духовно – нравственное воспитание школьника
через проектную деятельность
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Проектная деятельность даёт широкие возможности для развития ребёнка, дети учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. На первый план выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.
Толерантность нужно прививать ребёнку с раннего детства. А с первых дней пребывания в школе совершенствовать работу. Воспитание толерантности происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. Задача педагога - умело развивать желание ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. А также формировать умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Не менее важным звеном в цепи общений в классе и школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой порой неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу. Наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания и сотрудничества. Бывает, что родитель оказывается в роли провинившегося ученика, или родители стараются неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель +социум = взаимопонимание + сотрудничество".
Поэтому возникла необходимость объединить силы учащихся, родителей и педагогов по решению проблемы формирования толерантности через программу совместной деятельности.
В 2012-13 учебном году ученики первых классов школы работали над проектом «Мирный меморандум». Цель проекта: поддержка и развитие взаимопонимания между учащимися первых классов, между детьми и взрослыми в семьях, создание условий для комфортного пребывания в школьной среде, воспитание толерантности. Главные задачи проекта: привлекать внимание детей к важной проблеме взаимоотношений между людьми, воспитывать доброе отношение друг к другу и окружающим; развивать умение владеть собой; повышать безопасность образовательно–воспитательной среды; формировать доброжелательный микроклимат в школе и в семьях учеников; учить находить мирные способы выхода из конфликтных ситуаций.
В ходе реализации проекта проведено тестирование и анкетирование ребят, родителей, бабушек и дедушек; работа над пословицами и поговорками, считалками; волшебными кисточками «творились» рисунки; составлен словарь примирения ученика: «Черты толерантной личности»; собраны высказывания и афоризмы великих людей о толерантности; проведены семейные размышления; накоплена богатая мультитека сказок и художественной литературы о примирении и обиде; приготовлены поделки «Книжки – малышки»; составлен «Букварь игр»; оформлен информационный стенд; для родителей проведён круглый стол «Выход из конфликта» и подарены памятки «Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации», «Методы выхода из конфликта», «Приемы управления собственной агрессивностью»; разработана программа «Азбука нравственности».
Кстати бранись, кстати мирись
У меня проблема в школе, звать проблему Анатолий.
То линейки отбирает, то на книге начеркает,
Тычет в спину, рвёт тетради*, помогите, тёти, дяди!
Я б ему, конечно, двинул, но здоровый он детина**,
С папой я поговорил и к учителю сходил.
Улыбается учитель: «Обижает, говорите?
Значить, надо разобрать и проблемы все убрать.
-Это будет состязанье чемпионов в истязаньях?
- Нет, совсем наоборот, кто в врагах друзей найдёт.
Вам бы с Толей обсудить, как учиться, как дружить.
Примиренье – путь двоих и пример для остальных».
Помириться – во прикол – Друга я себе нашёл!
Толя, мы одна команда, нужен мирный Меморандум***.
Мы исследуем без лени опыт прошлых поколений.
Мамы с папами учились, тоже ссорились, мирились.
Над опросными листами поработаем мы сами.
- Мама, папа, соц. опрос. Побеседуем всерьёз…
(Совместная работа ученика Филимонова Алёши и папы Алексея Евгеньевича)
Мероприятия проекта послужили совершенствованием взаимоотношений ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Действительно, класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни конфликтов. А что же для этого нужно? Для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них людей (родителей и учителей), но также важно для ученика как его оценивают сверстники и старшие товарищи. Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который может быть стыдно потом. Поэтому наш проект направлен на развитие и совершенствование совместных усилий по воспитанию в маленьком гражданине России толерантности.
Реализация проекта «Мирный меморандум» в первых классах МБОУ «Усть-Абаканская СОШ им.М.Е. Орлова» дала положительный результат. Ребята и их родители пришли к пониманию, что ссоры происходят из-за недостатка нашего терпения и внимания друг к другу. «Ошибки и ссоры мы обсуждают вместе или с учителем для того, чтобы крепкой была наша дружба, а наше пребывание в школе было радостным» - сделали вывод учащиеся.