Mетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Мой путь к доброте»
Mетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Мой путь к доброте»
МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ
методическая разработка внеклассного мероприятия в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.
Лапшина Елена Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №39 Красноармейского района, х.Трудобеликовского
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития воспитания и социализации учащихся 1 класса МБОУ СОШ № 39 являются:
- Закон «Об образовании»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности -справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для школы, на любом этапе развития и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, дети живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи. Во-вторых, отношение детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности. Всё это привело к тому, что, как говорят «дети сегодня другие», младшие школьники, в результате преобразований в обществе приобрели новые черты: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни.
Понятие «нравственность» В.Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» не возможно без целенаправленных действий педагога.
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время
стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.
Наряду с технологией нравственного воспитания весьма важной для меня представляется проблема обоснования и отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс нравственного воспитания младших школьников.
Как классный руководитель я стала работать над темой «Нравственное воспитание – основа духовного развития человека». В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой работе я использую коммуникативные и игровые технологии.
Учитывая, что одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта начального образования является воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к себе и окружающему миру, выбранная мною тема является актуальной.
Тема «Мой путь к доброте».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.
Задачи:
-формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, умение совместно работать в группе;
-воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни, желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
-повышать уровень сплоченности, взаимопонимания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Mетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Мой путь к доброте»»
МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ
методическая разработка внеклассного мероприятия в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.
Лапшина Елена Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №39 Красноармейского района, х.Трудобеликовского
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития воспитания и социализации учащихся 1 класса МБОУ СОШ № 39 являются:
- Закон «Об образовании»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности -справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для школы, на любом этапе развития и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, дети живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи. Во-вторых, отношение детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности. Всё это привело к тому, что, как говорят «дети сегодня другие», младшие школьники, в результате преобразований в обществе приобрели новые черты: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни. Понятие «нравственность» В.Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» не возможно без целенаправленных действий педагога.
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время
стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Наряду с технологией нравственного воспитания весьма важной для меня представляется проблема обоснования и отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс нравственного воспитания младших школьников. Как классный руководитель я стала работать над темой «Нравственное воспитание – основа духовного развития человека». В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой работе я использую коммуникативные и игровые технологии.
Учитывая, что одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта начального образования является воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к себе и окружающему миру, выбранная мною тема является актуальной.
Тема «Мой путь к доброте».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.
Задачи:
-формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, умение совместно работать в группе;
-воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни, желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
-повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе. Технология проведения :
а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) коммуникативные – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, «Улыбка», «Барбарики», рисунки планет, запись на доске, конверт с пословицами, картинки со сказочными героями, рисунок солнце и планеты Земля, лучи со словами, детские картинки, бумажная кукла Таня, призы.
Ход работы
I. Организационный момент.
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
II. Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.
Сегодня мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. И, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохраниться прекрасное настроение. А сейчас провернитесь к своему соседу по парте, подарите улыбку друг другу, прислонитесь ладошками и пожелайте друг другу удачи.
Звучит песня «Улыбка». На фоне песни, на экране мелькают фотографии детей, (дети подпевают).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (ответы детей. На доске появляется слово – ДОБРО).
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я!
Что это? (семья). (На доске появляется слово- СЕМЬЯ).
Семья –это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья- это то, что с тобою всегда.
А самое главное – ДОБРОТА.
-Сегодня мы будем говорить не просто о семье, а о том качестве, которое помогает сохранить мир в семье, быть отзывчивым, понимающем – о ДОБРЕ.
- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
-И вот настало время нам с вами отправимся в космическое путешествие на разные планеты и во время полетов будем говорить о доброте и добрых делах.
III. Основная часть.
1) Планета «Пословиц».
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому мы отправляемся на планету Пословиц. (Детям и родителям выдаются конверты со словами, они собирают пословицы, объясняют их смысл. Некоторые пословицы записываются на доске)
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Доброе слово — половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Но добро и вежливость живут совершенно рядом. Поэтому мы приближаемся к планете «Вежливость».
2) Планета «Вежливости»
- А какие добрые, вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен, Он портфель ей подарил,
Расскажу вам вот о чем. Думал, будет рада,
Встретил шуструю Настенку Но зачем молчать как рыба,
Я на улице сейчас, Ну сказала бы…(спасибо).
Настя добрая девчонка – Встретил Витю, я соседа,
Она ходит в первый класс. Встреча грустная была:
Но давно уже от Насти На меня он, как торпеда,
Я не слышу слово… (здрасьте). Налетел из-за угла!
Дед на внучку осерчал – Но напрасно я от Вити
Экая досада: Ждал лишь слова…(извините)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
- Ведь непросто быть вежливым, добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
3)Планета «Сказка»
-Мы приземлились на новую планету – Планета «сказка». Здесь живут сказочные герои - добрые и злые. А вот кто из них кто, вам предстоит узнать, собрав их картинки (картинки сказочных героев: Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина разрезаны на четыре части. На доске две колонки. Первая –добрые герои, а вторая – злые герои. Получившиеся картинки распределяют в нужный столбик. Во время работы играет музыка «Барбарики»).
Послушайте стихотворение. Не навреди! Подумай! Не шуми! Всех уважай! Добрее посмотри! Не спорь, коль не уверен! Отойди! А, если с кем и вышло что не очень, То первым подойди сам, между прочим. Скажи: - Давай забудем все разборки. «Худой мир лучше ссоры» в поговорке. Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю, Тебе я, милый, очень доверяю! Ты дружелюбен! Мы не правы в паре. И эта ссора надо нам? Едва ли!» Как нужно себя вести, если все- таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение? 4)Планета «Обижайка»
-А вот впереди планета с интересным названием – Планета «Обижайка».
Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Таня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Тане что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему? Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. Ребята, а сейчас посмотрите на Таню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему? Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Почему мы дольше помним обиды? Нравиться ли нам, когда нас обижают? Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? Как быть добрее? Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Физкульминутка. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете .
На планету « На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты »; 3—4 — основная стойка.)
5) Планета «Земля»
-И вот наше путешествие подходит к концу, и мы с вами возвращаемся на Планету « Земля». (На доске солнце без лучей). Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами). А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. На столах лучи со словами, вам надо выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и прикрепить к солнышку. (Родители помогают детям).
Развязный скромный общительный веселый счастливый наглый ласковый вспыльчивый внимательный жадный крикливый аккуратный доброжелательный вежливый грубый неучтивый умеет прощать обиды чуткий отзывчивый помогает в беде часто ссорится
-И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
-Ребята, посмотрите, какое красивое у нас получилось солнышко. И мы не должны допустить, чтобы у него появились лучи невежества, зла, ненависти. А кто еще радуется нашему солнышку? (Ответы детей). Конечно, на Земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
IV. Рефлексия.
-Если наше занятие сделало вас чуточку добрее, подсказало пути сохранения мира в семье, давайте оживим нашу картину. Ну, а если не все получилось - наклейте тучку.
Звучит запись песни "Песня о дороге добра ”.
(На доске под солнышком находится планета Земля. Каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей, тучку). Получается красивая аппликация.
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
-Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
Добравшись до планеты Земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
А на память о нашем сегодняшнем путешествии, я хочу вручить каждому из вас маленький подарок. (Благодарность за участие)
Список литературы:
1. Лакоценина Т.П. Практическое пособие «Воспитательная работа в начальной школе», «Учитель», 2010г.
2. Ушаков О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». Санкт-Петербург Издательский дом, 2009г.