kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа проектной деятельности "Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс введен в частьучебного плана,формируемого образовательным учреждением в рамках духовно - нравственного направления.

              Актуальность создания такой программы продиктована требованием времени, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность судьбы каждого к судьбе страны.

Основная идея: “Без меня народ неполный” (А. Платонов).

Новизна данного курса состоит в том, что, помимо теоретического материала, предложены практические рекомендации где собрать необходимые сведения, как выполнить и оформить свою родословную. В процессе работы раскрываются такие понятия, как ономастика, генеалогия, родословная, родословное древо, термины родства и свойства, родословная книга, родословная роща, поколенная роспись.

Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи:

                        воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордость за семью.

                         овладевать умениями поиска информации, позволяющей изучать свое родословие

                        формировать интерес к познанию самого себя и позитивную самооценку.

                        способствовать развитию языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

                        формировать навыки творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

                        развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся;

                        формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  •                         рганизовать деятельность учащихся на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса

1.Общая характеристика проекта

Наше общество нуждается в возрождении утерянной позиции ценности семьи.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Человек должен знать самого себя, делать себе самооценку и ставить задачи своего развития и совершенствования.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Вооружение знаниями об истории своей семьи важно и потому, что они не только информируют школьника об истории своей страны.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. К. Д. Ушинский говорил: «… русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

Работа с родителями

В сегодняшней жизни родители много заняты решением социально – бытовых проблем. Их обязательно следует вовлечь  в  работу детей по изучению родословия. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа проектной деятельности "Моя родословная" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»



Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/И.А.Середина / подпись ФИО

«____» _________20__г.

Утверждаю

Директор

МКОУ«Богучарская СОШ №1»

___________ / Е.П.Богданова /

подпись ФИО

Приказ от «_» ___20__г. № __














Рабочая программа внеурочной деятельности

Социальный проект «Моя родословная»

на 2014-2015 учебный год








Класс 7б

Классный руководитель Алабина Г.Ю.






Богучар

2014

Содержание

1. Пояснительная записка­­_______________________________________2 стр

2. Общая характеристика учебного предмета, курса_______­­­_________ 2 стр

3. Место предмета, курса в учебном плане _________________________3 стр

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса________________________________________________4 стр

5. Содержание учебного предмета, курса __________________________5 стр

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся______________________________________ 6 стр

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса ______________________________________ 7 стр

































  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках

духовно - нравственного направления.

Актуальность создания такой программы продиктована требованием времени, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность судьбы каждого к судьбе страны.

Основная идея: “Без меня народ неполный” (А. Платонов).

Новизна данного курса состоит в том, что, помимо теоретического материала, предложены практические рекомендации где собрать необходимые сведения, как выполнить и оформить свою родословную. В процессе работы раскрываются такие понятия, как ономастика, генеалогия, родословная, родословное древо, термины родства и свойства, родословная книга, родословная роща, поколенная роспись.


Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи:

  1. воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордость за семью.

  2. овладевать умениями поиска информации, позволяющей изучать свое родословие

  3. формировать интерес к познанию самого себя и позитивную самооценку.

  4. способствовать развитию языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  5. формировать навыки творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  6. развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся;

  7. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  8. организовать деятельность учащихся на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса




  1. Общая характеристика проекта


Наше общество нуждается в возрождении утерянной позиции ценности семьи.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Человек должен знать самого себя, делать себе самооценку и ставить задачи своего развития и совершенствования.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Вооружение знаниями об истории своей семьи важно и потому, что они не только информируют школьника об истории своей страны.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. К. Д. Ушинский говорил: «… русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

Описание ценностных ориентиров содержания проекта

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена семьи и общества,.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному»;

историчности;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности.

Формы работы – творческие мастерские, семейные гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, и др.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.



Работа с родителями

В сегодняшней жизни родители много заняты решением социально – бытовых проблем. Их обязательно следует вовлечь в работу детей по изучению родословия. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.





3. Место проекта в учебном плане

Программа «Моя родословная» создана для учащихся 7 б класса , рассчитана на 1 год обучения: 35 часов (1 час в неделю) и реализуется во внеурочной деятельности.

4. Личностные и метапредметные результаты освоения проекта


Прогнозируемые результаты: учащиеся приобретут следующие умения:
 - личностные: самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой; осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 - метапредметные: совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
- предметные: совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;

  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;

  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;

  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;

  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.


Эффективность реализации программы, методы и способы отслеживания результатов

Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, коллективные обсуждения пройденных тем.

Разнообразные способы определения результативности «вплетены» в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям либо как игра, как состязание, как проверка собственных сил. Исследовательские и творческие работы, проекты. Участие в викторинах, конкурсах, фестивалях и конференции.

Дети могут вести личный дневник, заполнить Портфолио, накапливать текстовый и фотоматериал, вести летопись.

Педагог проводит диагностику личностного роста и продвижения: рейтинг на лучшего знатока своего рода, тесты и др.



5. Содержание проекта

I раздел: познай себя

Моё имя и моя фамилия. История возникновения имён. Варианты происхождения имён. Значение имени, которое носит человек. Бережное отношение к имени. Тёзки. Русский месяцеслов, именины.

Русские фамилии и их происхождение.

Как стать хорошим сыном (хорошей дочерью).



II раздел: моя семья

История фамилии семьи. Фамилия как указание родства. Однофамильцы. Кто и как продолжает фамилию семьи.

Мать. Отец, отчество. Пословицы, поговорки и стихи о матери и об отце. Происхождение отчества в русской культуре. Отчизна. Отечество. Родители. Семья.

История рода. Род, родня, родные. На кого я похож?

Роль отца и роль матери в семье.

О бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки в русских сказках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье.

Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье

Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.

Жизнь дана на добрые дела.


III раздел: родословие моей семьи

Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо.

Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители.


Знаменитые люди нашего рода.

Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие. Нравственный выбор человека.

Музей моей семьи: семейные реликвии. Герб семьи.

Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.

Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».

Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.

Добродетель послушания. Значение слова «послушание». Что значит «слушать», «слушаться»? Примеры послушания (художественная культура и культура повседневности).

Благодарность. Чувство благодарности. За что можно быть благодарным? Благодарность как дар. Я – продолжение родителей.







6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности



Раздел программы. Тема

Кол-во

час

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Познай себя


8

Знакомство школьников с понятиями «родословная», «генеалогия», убеждение в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробуждение интереса к своим предкам

Познакомиться с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.


2

Моя семья


9

Познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи; сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.

Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям.

История фамилии семьи. Фамилия как указание родства. Однофамильцы

Кто и как продолжает фамилию семьи

Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях

3

Родословие моей семьи


18

Зачем человеку семья? Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие. Нравственный выбор человека.

Знаменитые люди нашего рода.


Итого

35





7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).

  2. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.

  3. «Лучшее имя для вашего ребенка», Д. Зима, Москва,2006

  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011

  5. Проектная  деятельность школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с

  6. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

  7.   Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П. К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  8.   Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И. Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  10.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  11. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001


Электронные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www. mirknig. com/ (09.03.11)

2.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

3.  А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www. bookshunt. ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

4.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www. kodges. ru/dosug/page/147/(09.03.11)

6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д. В.Григорьева, П. В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart. edu. ru/ (09.03.11)
















Календарно – тематическое планирование




Дата



Тема занятий


План

Факт


Познай себя

1

1.09


Проект «Кто я?»

2

8.09


Моё имя и моя фамилия

3

5.09


Значение моего имени

4

22.09


Мать. Отец. Отечество. Как стать хорошим сыном (хорошей дочерью)

5

29.09


. Имена моего рода

6

6.10


Изучение своего гороскопа

7-8

13.10

20.10


Какой я? Анкеты. Тесты.

Моя семья

9

27.10


История фамилии семьи. Фамилия как указание родства. Однофамильцы.


10

10.11


Кто и как продолжает фамилию семьи.


11

17.11


Мать. Отец. Отчество. Как стать хорошим сыном (хорошей дочерью)

12

24.11


Как стать хорошим сыном (хорошей дочерью)

13

1.12


История рода. Род, родня, родные. На кого я похож?

Роль отца и роль матери в семье.

14

88.12


О бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки в русских сказках. «Стар да мал».

15

15.12


Смена поколений. Преемственность в семье

16

222.12


Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье


17

29.12


Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.

Жизнь дана на добрые дела.


Родословие моей семьи

18

12.01


Зачем человеку семья? Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие. Нравственный выбор человека.

19-20

19.01

26.01


Проект «Моё родословное древо»

21

2.02


Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье.



22

9.02


Семейный альбом. Крёстные родители.



23

16.02


Знаменитые люди нашего рода.

24

2.03


Защитники Отечества.

25

16.03


Исследовательская работа «Никто не забыт и ничто не забыто»

26

6.04


Музей моей семьи: семейные реликвии.


27

13.04


Мини – проект «Герб семьи».

28

20.04


Сочинение «История одной медали»

29

27.04


Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.


30

5.05


Диспут «Христианские заповеди – о семье».

(Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».

Родительское благословение

31

11.05


Презентация родословного древа

32

18.05


Анкета, сочинение «Что значит для меня семья?»

33

25.05


Защита проектов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа проектной деятельности "Моя родословная"

Автор: Алабина Галина Юрьевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#930 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства