Духовно- нравственное воспитание на уроках географии
Духовно- нравственное воспитание на уроках географии
Одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в нравственном и духовном воспитании на достаточно высоком уровне. Это необходимое условие для того , чтобы развитие человечества не пошло по тупиковому пути развития, более того, по пути самоуничтожения.
Развитие капиталистической формации привело к тому , что основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств ,с помощью которых это достигается. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
К сожалению , массово тиражируемая современная литература , телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание на уроках географии »
Выступление на МО РИПКРО
Хадикова З.И.
МБОУ СОШ № 34.
Духовно- нравственное воспитание на уроках географии
Одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в нравственном и духовном воспитании на достаточно высоком уровне. Это необходимое условие для того , чтобы развитие человечества не пошло по тупиковому пути развития, более того, по пути самоуничтожения.
Развитие капиталистической формации привело к тому , что основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств ,с помощью которых это достигается. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
К сожалению , массово тиражируемая современная литература , телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия ,жестокости, убийств ,начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни , а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь- это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. В настоящее время целью образования является формирование личности, способной добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности. Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем ,как одну из функций обучения географии. Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны и Земли, так и общего дома человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том , что это единственный предмет, объединяющих знания о социально- экономическом окружении подростка .Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География как учебный предмет направлена на создание ярких ,целостных , запоминающихся образов. Из моих практических наблюдений – чем разнообразнее предоставляемая информация об изучаемом объекте ,тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся. « Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы».Прочитав однажды это высказывание я решила взять его за основу в своей работе по предмету .Придя работать в школу я обратила внимание на низкую духовную и нравственную сторону детей. И главной моей задачей стало – научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве. А предмет география имеет большие возможности пробудить творческую мысль детей. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства ,памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы -природа воспринималась как объект красоты ,необходимо вызывать положительные эмоции. На первом же уроке (введение в предмет) в 6 классе создаю установку на увлекательность- провожу урок в форме сказки ,где сказочные персонажи рассказывают о предмете география и что он изучает. На фоне музыки «» идёт диалог с детьми:1 Что изучает предмет? А нашу страну предмет география изучает? Как называется страна в которой мы живём? Как называется область в которой мы живём? Далее демонстрируется презентация из которой ребята узнают ,что изучает предмет на примере Белгородской области( рельеф ,реки ,просторы полей в разные времена года( фотографии и картины Белгородских художников и художников Ивянского района),памятники культуры и архитектуры .Меня поразил результат урока - дети перебивая друг друга рассказывали о красивых местах области, своего посёлка. Один ученик под впечатлением экспромтом написал стихотворение
Нет на земле местечка красивей - Ивня где это?
Кто его знает?
Может в Америке? Может в Китае?
Ивня- наша родная Россия
Где много цветов и так красиво…….
Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять ,что природа- источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.
.
В 8 и 9 классах при изучении природы и экономики России ,Провожу целый цикл уроков по Белгородской области. Но это не традиционное изучение материала. Проведению уроков предшествует большая творческая работа детей; изучение Белгородских поэтов ,художников, совершаем походы экскурсии по Ивнянскому району, Белгородской области, проводим фото и видео съёмку посещенных объектов , а затем редактируем материал и проводим насыщенные , яркие уроки, которые как говорил Н. В.Гоголь: Что действует на воображение ,то не скоро выбьется из головы.
Мною приведены только несколько примеров уроков с помощью которых я постепенно прививаю любовь к Родине, гордость за свою страну, восхищение красотой её просторов. Чтобы воспитывать эти чувства к России, к Белгородской области необходимо их знать. А ведь известно , что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Для изучения своей малой Родины - Белгородской области, я систематически организовываю туристические экскурсии и стараюсь их приурочить к памятным датам области. Осенью, в день театра- поездка на родину знаменитого земляка С.М.Щепкина. В весенний период празднуются два великих праздника: Пасха и день Победы .Поэтому здесь уместно посещение святых мест Белгородчины: Холковский монастырь, Прохоровский монастырь и конечно же посещение монастыря -Коренная Пустынь в соседней области (Курской).В моей практике был такой эпизод: приглашает меня с учениками настоятель Свято-Никольского храма ,отец Андрей, на службу, а дети в ответ: « отпросите с урока математика, тогда пойдём». А через несколько дней нам предстояла поездка в монастырь Курская Коренная пустынь Яркое впечатление на нас произвела погода, которая до поездки была холодная, дождливая, с сильными порывами ветра, а во время отправления автобуса вдруг выглянуло солнце и прекратился дождь. .Вся экскурсия прошла в полной тишине .Дети очень внимательно слушали повествование о создании и работе монастыря. Во время хождения к святым источником погода стояла ясная и тёплая, совсем не характерная для того времени. А на последок, нам встретилась старенькая бабушка, которая рассказала ребятам о том ,что в первый раз её в монастырь привёз сын в инвалидной коляске с сильнейшим полиартритом суставов. Болоезнь до конца не отпустила пожилую женщину, но она самостоятельно передвигалась по территории монастыря. Наверное экскурсия что то изменила в душах детей, потому что на следующие выходные они попросили меня свозить их в Прохоровский монастырь.
А празднование дня Победы начинаем на уроках географии с презентации: По страницам Белгородской области , в которой отображено: географическое положение , рельеф, полезные ископаемые и их использование, историческое прошлое и настоящее родного края и красной нитью (с музыкальным сопровождением ) проходит материал о боевых действиях на Курской Дуге и на всей территории области. Затем мы посещаем музей диарамму - Курская дуга или же мемориал : третье ратное поле-мемориал Прохоровская Звонница. После проведения таких мероприятий ученики становятся намного добрее, душевнее. Они дают возможность почувствовать величие подвигов нашего народа, зажечь жажду познания, , стремление узнать о великом прошлом своего края , собирать и накапливать материал о земляках – участниках этих событий.
Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой России, будущее русского народа будет зависеть от тех , кто является настоящим патриотом своей Родины.