kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно – нравственное воспитание

через предмет «Самопознание»

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,  безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс через предмет  самопознания был  обязательно направлен на формирование духовности и нравственности личности. 

Духовно – нравственное воспитание формирует и развивает целостную

личность ребенка, предполагает становление его отношения к Родине обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

Именно предмет «Самопознание» обладает  бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым, духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Уроки самопознания  опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества.

Воспитывая духовно-нравственное воспитание у учащихся  на уроках самопознания мы  способны формировать  целостною гармоничную личность, готовой к  самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов, формирование мотивов познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению добра и человеколюбия.

     Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:

1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

2. Знакомство с открытиями современной науки.

3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

 «…пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решения задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» – человеку. Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать живой наукой самопознания…» Ирена Стульпинене «Физика языком сердца» 

10 «…смотрели ли вы в глаза живой стрекозы или богомола? Глаза насекомых переливаются глубиной и красками целого океана, в них действительно отражается вечность и это трудно передать словами. Мир приобретает другое измерение, в нём можно утонуть и ощутить присутствие иной, многомерной галактики… Смогу ли языком своей науки рассказать о красоте Мироздания, смогу ли показать, что в формуле цветка и строении звёзд заложен единый закон, или слова Марины Цветаевой: «.О, мир, пойми, певцу во сне открыты закон звезды и формула цветка»…» Бак В. Ф. «Биология языком сердца». 

11 Примеры интегрированного урока математики и самопознания (в начальных классах) 10 деревьев было в саду 8 срубили в прошлом году Ответ я, ребята, никак не найду! Сколько деревьев было в саду? Чтоб тут найти ответ, Их считать не надо, Коль восьми деревьев нет, Значит, нет и сада. Почему нет сада? - Что должны делать люди, украшая свою землю? Мама шла домой из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 8 кг. Даулет помог ей донести одну сумку, которая была тяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша мамы, благодаря сыну, облегчилась в 4 раза? - Как поступил сын? - Какие чувства вызывает у вас этот поступок? - Приходилось ли вам помогать своим родным? 

12 пример интегрированного урока географии (естествознания) и самопознания Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет». 

13 Интеграция предмета биологии и самопознания Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров. 

14 Пример интеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там где есть свет, тени нет Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р - потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия. 

15 Интеграция уроков самопознания, музыки, ИЗО 6 класс Тема: Мир как чудо Творческое задание «Рисуем музыку» ( Звучат 7 мелодий разного жанра) 1. Что вы представляете, когда слышите музыку? 2. Какие цвета возникают в вашей фантазии? 3. К какому стилю или жанру относится эта музыка? 4. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Сказка «Царство красок » Вы хотели бы жить в этом царстве? Почему? А как вы думаете можно обойтись без красок? Почему? - Давайте вернем яркие краски этому сказочному государству. Коллажи на тему «Мир как чудо» Интеграция урока самопознания и русской литературы Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова» Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть. В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья» 

16 Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету

Интегрированные уроки необходимы на уроках самопознания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание"»





Духовно – нравственное воспитание

через предмет «Самопознание»



Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс через предмет самопознания был обязательно направлен на формирование духовности и нравственности личности. 

Духовно – нравственное воспитание формирует и развивает целостную

личность ребенка, предполагает становление его отношения к Родине обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

Именно предмет «Самопознание» обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым, духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Уроки самопознания опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества.

Воспитывая духовно-нравственное воспитание у учащихся на уроках самопознания мы  способны формировать  целостною гармоничную личность, готовой к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов, формирование мотивов познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению добра и человеколюбия.

Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:

1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

2. Знакомство с открытиями современной науки.

3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

 «…пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решения задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» – человеку. Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать живой наукой самопознания…» Ирена Стульпинене «Физика языком сердца» 

10 «…смотрели ли вы в глаза живой стрекозы или богомола? Глаза насекомых переливаются глубиной и красками целого океана, в них действительно отражается вечность и это трудно передать словами. Мир приобретает другое измерение, в нём можно утонуть и ощутить присутствие иной, многомерной галактики… Смогу ли языком своей науки рассказать о красоте Мироздания, смогу ли показать, что в формуле цветка и строении звёзд заложен единый закон, или слова Марины Цветаевой: «...О, мир, пойми, певцу во сне открыты закон звезды и формула цветка»…» Бак В. Ф. «Биология языком сердца». 

11 Примеры интегрированного урока математики и самопознания (в начальных классах) 10 деревьев было в саду 8 срубили в прошлом году Ответ я, ребята, никак не найду! Сколько деревьев было в саду? Чтоб тут найти ответ, Их считать не надо, Коль восьми деревьев нет, Значит, нет и сада. Почему нет сада? - Что должны делать люди, украшая свою землю? Мама шла домой из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 8 кг. Даулет помог ей донести одну сумку, которая была тяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша мамы, благодаря сыну, облегчилась в 4 раза? - Как поступил сын? - Какие чувства вызывает у вас этот поступок? - Приходилось ли вам помогать своим родным? 

12 пример интегрированного урока географии (естествознания) и самопознания Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет». 

13 Интеграция предмета биологии и самопознания Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров. 

14 Пример интеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там где есть свет, тени нет Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р - потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия. 


15 Интеграция уроков самопознания, музыки, ИЗО 6 класс Тема: Мир как чудо Творческое задание «Рисуем музыку» ( Звучат 7 мелодий разного жанра) 1. Что вы представляете, когда слышите музыку? 2. Какие цвета возникают в вашей фантазии? 3. К какому стилю или жанру относится эта музыка? 4. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Сказка «Царство красок » Вы хотели бы жить в этом царстве? Почему? А как вы думаете можно обойтись без красок? Почему? - Давайте вернем яркие краски этому сказочному государству. Коллажи на тему «Мир как чудо» Интеграция урока самопознания и русской литературы Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова» Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть. В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья» 

16 Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету

Интегрированные уроки необходимы на уроках самопознания


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание"

Автор: Шулындина Татьяна Михайловна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Реализация задач нравственно – духовного воспитания  на уроках «Самопознания» через притчу, как основного  методического приёма обучения. "
    ["seo_title"] => string(152) "riealizatsiia-zadach-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-na-urokakh-samopoznaniia-chieriez-pritchu-kak-osnovnogho-mietodichieskogho-priioma-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422458813"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса» "
    ["seo_title"] => string(114) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientnostiei-uchashchikhsia-chieriez-orghanizatsiiu-zhizniedieiatiel-nosti-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153135"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420976419"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства