kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Профессиональный рост педагога в современном образовании».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог это специалист - который постоянно развивается м совершенствуется., что способствует его профессиональному росту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Профессиональный рост педагога в современном образовании».»

«Профессиональный рост педагога в современном образовании».

Современный мир развивается настолько интенсивно и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В подобных условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием.

Нынешнее время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его подготовленность к жизни. Выполнение сложных функций образования в современных условиях, связанных с повышением качества образования и стимулированием личностного развития учащихся требует постоянного самообразования педагога.

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Любые реформы и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма. Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

В своей работе мы будем опираться на два основных понятия – «профессионализм» и «компетентность».

Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

От профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не тождественны.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным.

По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.

Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.

Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом.  И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Самосовершенствование является главным фактором достижения профессионализма педагога. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Потребность в развитии профессионализма возникает у педагога тогда, когда он ставит перед собой новые цели, меняет свою деятельность, знакомится с новыми достижениями и технологиями. Исследования доказывают, что профессионализм личности педагога включает в себя систему личностно – профессиональных стандартов. Они ориентируются на высокое и качественное выполнение деятельности.

Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.

На различных сайтах организуются выставки, конкурсы, викторины всероссийского уровня, участие в которых способствует самореализации, решению личных профессиональных задач, позволяет достичь удовлетворения в труде, желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей удовлетворённости в себе. Участвуя в конкурсах, можно распространять свой опыт и, анализируя работы участников, повышать свой профессиональный уровень, творческую активность.

О результативности роста профессиональной компетентности свидетельствуют победы обучающихся в конкурсах, викторинах,  фестивалях, конференциях различного уровня, благодарственные письма, грамоты, дипломы.

Уровень развития профессиональной компетентности педагога зависит от множества факторов. Мне бы хотелось остановиться на таком как обобщение и распространение педагогического опыта.   Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать задачи, стоящие перед творческим педагогом. Для педагога участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагога появляется возможность показать, что он может, что он использует, какими технологиями владеет, т.е. обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство. Накопленные в ходе работы знания должны быть обработаны (например, обобщение опыта учителя) и получить дальнейшее развитие.

Исходя из личного опыта работы, я постоянно убеждаюсь в том, что компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя. С его нравственно – этическими качествами, культурой общения с окружающими; постоянным самосовершенствованием и самообразованием;  ответственным отношением к своей профессиональной деятельности; компетентностью во многих областях знаний; тонким художественным вкусом; культурой внешнего вида, человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Сложно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

Хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.

Систематическая работа по самообразованию и самовоспитанию современного преподавателя приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, -необходимое условие усовершенствования профессионального образования и повышения его качества. Оценка деятельности преподавателей является одним из основных элементов системы управления качеством подготовки специалистов и осуществляется в процессе мониторинга. В задачи такого мониторинга входит диагностирование научного и образовательного потенциала предметно-цикловых комиссий, измерение их активности, выявление степени интенсивности педагогического труда. Мониторинг позволяет проводить сопоставительный анализ деятельности преподавателей, выявлять сильные и слабые стороны, возможности повышения квалификации преподавателей, проектирование профессиональной деятельности преподавателями. В процессе осуществления мониторинга профессионального роста педагогов предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для совершенствования профессионализма преподавателей. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития педагогов.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

В основе самовоспитания и самообразования лежит личностный подход. В связи с этим, самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируемый мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, которое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются способностью человека к деятельности со знанием дела и характером и мерой воплощения социально-культурного опыта.

Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от общепризнанных, авторитетных взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.

Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют деятельности профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений.

Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавателя, поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологический барьер.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя может стать потребность разрешить противоречие между тем, что предъявляют общество, современная высшая школа к преподавателю, и уровнем его профессионализма. Однако сама эта потребность не возникает самовоспитание.

Кроме того, целью самовоспитания могут стать профессионально ценные качества личности педагога (организованность, требовательность, толерантность, конкретность, деловитость, настойчивость в достижении цели, принципиальность, самокритичность и др.), социальные и общечеловеческие ценности, эстетическая культура, теоретическая и методическая готовность к профессиональной деятельности, состояние здоровья.

Педагог ведь не просто источник знаний, это человек, пример, который воздействует на все стороны личности учащегося, который способен поправить, понять, подсказать, оценить индивидуальные характеристики обучаемого. Только в единой стройной взаимосвязанной системе: «семья - школа -общество» возможно становление гармонично развитого, образованного молодого поколения. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное - это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Все ученики хотят, чтобы их учил педагог – профессионал. Все родители хотят, чтобы их детей учил педагог – профессионал. Этот вопрос волновал и волнует до сих пор и детей и их родителей, ведь хорошее образование это одна из значимых ценностей современного общества.  Как только начинается школьное обучение, в развитии ребёнка начинается новый серьёзный этап в его развитии. Это старт в новое, неизведанное.

Школа даёт ребёнку первый жизненный опыт. Школа приобщает ребёнка к миру взрослых. Школа учит межличностным отношениям. Школьные учителя помогают ребёнку определить его способности, а впоследствии помогают выбрать свой будущий путь. Они формируют определённые навыки, развивая его природный потенциал. Образовательную деятельность осуществляют педагоги, поэтому необходимо говорить о важности педагогической компетентности и профессионализма. Ведь успешность и самореализация ученика напрямую зависит, в руках какого учителя он находится.

В настоящее время постоянно появляются новые учебные заведения, различные  образовательные и воспитательные программы. Но ясно одно, конкретный и самый главный исполнитель всех реформ в системе образования это учитель. Именно педагог является проводником всех нововведений и реализует их на практике. Педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, чтобы реализовать, причём реализовать успешно, и решить все задачи, которые перед ним поставлены. Профессионализм современного педагога – это высокое искусство, которое позволяет осуществлять обучающую деятельность на основе знаний, личных качеств и педагогического опыта. Этот комплекс качеств позволяет решать задачи образования, воспитания и развития обучающихся. Что же такое профессионализм? Это особое свойство людей, которое позволяет эффективно, систематически и надёжно выполнять любую сложную деятельность в различных условиях. Но чтобы стать настоящим профессионалом необходимо обладать определёнными способностями: желание и характер, готовность постоянно учиться и постоянно совершенствовать своё мастерство. В современных условиях учителю просто необходимо непрерывное образование. Педагог до тех пор современный профессионал, пока учится, непрерывно обновляет свой багаж знаний. Поэтому в отличие от формулы «образование на всю жизнь» сейчас актуальна формула « образование через всю жизнь».

Наиболее важной составляющей профессионализма и педагогического мастерства преподавателя считают его профессиональную компетентность. Профессиональной компетентностью принято считать совокупность профессиональных и личностных качеств, которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Компетентностью можно ещё считать перечень стандартов, которые чётко описывают, что человеку необходимо для того, чтобы как можно лучше выполнять свою работу. Чтобы развивать профессиональную компетентность, необходимо развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость к педагогическим инновациям, адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога зависит социальное, экономическое и духовное развитие общества. Сама же структура профессиональной компетентности преподавателя раскрывается через его педагогические умения. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Нет ни одного, даже самого талантливого педагога, который родился с готовыми профессиональными данными. Мастерство современного учителя вырабатывается в результате упорного труда. Сначала это процесс овладения педагогической профессией, а затем процесс активной самостоятельной учебной и воспитательной работы. Совершенствование профессионального мастерства необходимо продолжать на протяжении всей педагогической деятельности. Осмысливая и обобщая свой опыт и опыт коллег, важно выступать на педагогических советах школы, на заседаниях методических объединениях, проводить открытые уроки, мастер-классы на муниципальном и региональном уровнях, участвовать в конференциях.

В современных условиях профессиональное становление любого педагога зависит от того, способен ли он своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в своей работе.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.  Участники сообщества могут:

- пользоваться учебными и методическими материалами, созданными участниками сообщества;

- участвовать в различных конкурсах методических разработок;

- получать консультации по вопросам образовательной деятельности;

- обсуждать различные проблемы образования в режиме тематических форумов и чатов;

- обмениваться наработками и идеями по различным вопросам;

Анализируя опыт работы, я вижу, что компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя. С его нравственно – этическими качествами, культурой общения с окружающими; постоянным самосовершенствованием и самообразованием;  ответственным отношением к своей профессиональной деятельности; компетентностью во многих областях знаний; тонким художественным вкусом; культурой внешнего вида, человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Профессиональный рост педагога в современном образовании».

Автор: Козлова Светлана Викторовна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Доклад на тему "Профессиональное развитие педагога""
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-na-tiemu-profiessional-noie-razvitiie-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "248958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446807910"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад и презентация к нему на тему "Сетевое сообщество как условие профессионального роста учителя" "
    ["seo_title"] => string(117) "doklad-i-priezientatsiia-k-niemu-na-tiemu-sietievoie-soobshchiestvo-kak-usloviie-profiessional-nogho-rosta-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "116100"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412257554"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Презентация для педагогов "Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО""
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiiadliapiedaghoghovmietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292845"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455361264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства