Министерство образования и науки республики Казахстан
Жамбылская область Кордайский район
Отдел образования акимата Кордайского района
Областной слёт учителей – новаторов
Доклад на тему
«Сетевое сообщество учителей и учеников как условие профессионального роста учителя»
Учитель русского языка
в казахских классах
сш.№ 26 им.Жамбыла Джайлаубаева Ж.М.
Время проведения 15.08.14 г.
Место проведения г.Тараз (Химпосёлок)
Село Кордай
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ
Джайлаубаева Ж.М.
учитель средней школы № 26 имени Жамбыла
Кордайского района Жамбылской области
В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации методической службы системы повышения квалификации работников образования приобретает все более инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории, невозможно представить вне сетевых коллективов.
В связи с реализацией Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и быстрыми темпами внедрения программы электронного обучения e-learning, во многих школах созданы условия для формирования профессиональных сетевых сообществ и работы образовательных порталов школ, лицеев, гимназий.
Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте, формированием сетевых профессиональных педагогических сообществ учителей, которые общаются между собой, не выходя из школы. Большая часть данных инициатив еще достаточно молода, как и сам казахстанский образовательный Интернет, они требуют развития и поддержки.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный рост.
Деятельность профессиональных сообществ педагогов, в том числе сетевых, должна быть направлена на создание условий, при которых учителя будут учиться друг у друга, делиться знаниями, методическими идеями (какие методы и приемы работают, а какие нет), сообщать о своих наблюдениях коллегам. Результатом такой деятельности, без сомнения, будет атмосфера, в которой все стремятся к улучшению качества преподавания.
Задача сетевого сообщества организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою.
Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ.
В нашей школе действует Сообщество сертифицированных учителей третьего базового уровня в количестве десяти человек, которые входят в Сообщество сертифицированных учителей Кордайского района. Все учителя, прошедшие уровневые курсы компетентны в области информационно-коммуникационных технологий. Обучаясь на уровневых курсах, у каждого учителя была уникальная возможность развития и совершенствования своих навыков в области информационных технологий. В ходе обучения у нас происходило постепенное переосмысление применения инструментария информационных технологий в профессиональной практике преподавателей под влиянием социальных сервисов. На курсах мы не только ломали стереотипы доминирующей роли учителя, переключаясь на личностно-ориентированные формы обучения, но и учились организовывать активное взаимодействие и сотрудничество, вовлекая учеников в групповые формы учебного взаимодействия в среде Интернет.
На курсах нас научили не просто получать или отправлять информацию, а общаться на более «продвинутом» уровне. Поэтому наши сертифицированные учителя активно участвуют в разных сетевых сообществах, отправляют свои разработки, дидактические материалы, планы, принимают активное участие в интернет-олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Анализируя активность учителей, созданного нами сообщества в школе и в районе, были сделаны следующие выводы: благодаря сетевому и коллективному характеру деятельности у учителей формируется совместное (коллективное) мышление. Тем самым мы лучше понимаем и оцениваем роли и значения других людей, других способов решения поставленных задач. С другой стороны сетевое взаимодействие развивает критическое мышление. В ходе работы мы стремимся быть друг для друга критическими друзьями и во время общения мы должны быть готовыми к конструктивной оценке, опубликованных материалов, вести критическую дискуссию и т.д. Все эти моменты очень важны для формирования качеств современного учителя.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика.
Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации и профессионального роста учителя.
Рассмотрим некоторые сетевые сообщества, а именно, виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом, в которых с удовольствием работают учителя нашей школы. Это - Сеть творческих учителей-http://www.it-n.ru, Сетевое педагогическое сообщество- http://www.openclass.ru, Интер-педсовет http://www.pedsovet.org, Интер-государство учителей (ИнтерГУру), -http://www.intergu.ru, Профессиональное сообщество педагогов Методисты.руhttp://www.metodisty.ru, Сетевое сообщество педагогов Республики Казахстанhttp://forum.orleu-edu.kz, Педагогический журнал Казахстана Коллеги.ру -http://collegy.ucoz.ru, Инфоурок и другие. Такие сетевые педагогические сообщества очень востребованы, потому что дают возможность педагогам опубликовать свои разработки уроков, материалы планирования, дидактические материалы, а также свои статьи, и практически моментально получить свидетельство о публикации. В настоящий момент Интернет-портал учителей Алматы http://teacher-almaty.clan.su открыт для публикаций. Также как и на "Коллегах", вы можете получить свидетельство о публикации. Многие профессиональные сообщества сами устанавливают систему поощрений в виде дипломов, свидетельств публикаций и грамот.
И при помощи таких педагогических сообществ мы стремимся идти в ногу со временем, и думаем, что у нас это уже получается.
Набирают силу и обширную аудиторию различные сетевые проекты, конкурсы. Телекоммуникационные (дистанционные) конкурсы и проекты для учителей размещены на порталах http://www.omsk.edu.ru/projects, «Эрудиты Планеты» http://www.erudites.ru, «Началка.ком» http://www.nachalka.com/, «Инфознайка» http://www.infoznaika.ru, «Фактор роста» http://www.farosta.ru и других.
Эта форма работы стала доступна преподавателям и школьникам, живущим в отдаленных территориях. Также мы принимаем участие в сетевых конкурсах, объявляемых в рамках сетевых сообществ проекта «ЖГТУ Наука.KZ» и «на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области www.orleu-taraz.kz».
Творческие и креативно мыслящие педагоги школы, давно освоили потенциал сетевых ресурсов и регулярно привлекают своих учащихся к работе над сетевыми проектами. Дети получают возможность безграничного творчества, получают объективную оценку от общества и в последующем легко переходят от ученических проектов к профессиональным работам, становятся востребованными и конкурентоспособными членами казахстанского общества.
Так, страница «Работы учащихся в Интернет» в блоге «Есть только МИГ» http://odinmig.blogspot.ru, полезна в плане демонстрации положительного опыта по освоению сетевых социальных сервисов и занятости детей в свободное от учебы время. Сегодня, в связи со стремительным развитием и изменением содержания, форм и методов обучения, в корне меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в вдохновителя и организатора творческой проектной деятельности учащихся.
Если учитель сам владеет информационными и сетевыми технологиями, то и ее ученики подготовлены на уровне современных требований.
На протяжении многих лет учителя и ученики нашей школы принимают активное участие в Казахстанской интернет-олимпиаде, где показывают хорошие результаты по предметам. Так например ученики Гумбетовой Ж.М. занимали 1 место, ученики Джайлаубаевой Ж.М., Жанаевой К.Ш., Имановой Н.М. занимали 2-3 места. В областном конкурсе «Зерде» в 2012 году двое воспитанников стали лауреатами, на Международном конкурсе «Русский медвежонок» ученики нашей занимали 2-3 места, получили дипломы, в интеллектуальном марафоне «Акбота» многие учащиеся заняли призовые места, получили дипломы, а одному ученику Назарымбетову Азамату в качестве поощрения – поездка в Москву. Ученики Борибаевой Ж.О. участвовали в конкурсе по английскому языку “ British Bulldog”, где одной ученице поступило предложение поехать в Англию на обучение. Ученица Джайлаубаевой Ж.М. Куденикина Лиана защитила проект и результатом её работы была поездка в лагерь «Балдаурен» г. Кокшетау.
Успехи учеников один из показателей подлинного профессионализма учителя, и знания в области сетевых технологий немаловажный фактор в формировании таких успешных учеников.
Сетевые профессиональные сообщества сейчас еще в стадии бурного развития, и их роль со временем будет только повышаться. Аргументов в пользу сетевых сообществ предостаточно: это оперативность обмена информацией, широта охвата педагогических работников, возможность обсуждения самых разных тем: от узких конкретных, до широких глобальных. Итак, для профессионального роста и развития педагогу в настоящее время рекомендуется следующее: быть членом одного или нескольких профессиональных сетевых сообществ, иметь электронные публикации статей, делиться собственными разработками на различных форумах и порталах, иметь электронное портфолио на сайте школы или на персональном сайте, активно участвовать в обсуждениях на профессиональные темы на форумах различного уровня. |
Тематические форумы дают возможность нам получить квалифицированную консультативную помощь. В роли методистов выступают ведущие ученые и педагоги-практики, внесшие значительный вклад в современные частные методики обучения.
В результате работы в сетевых сообществах нашими учителями созданы «методические копилки», как в области традиционной педагогики, так и в области современных образовательных и информационно-компьютерных технологий.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сетевые сообщества – не столько средство общения, это площадка для обмена опытом, обучения и повышения квалификации. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Сетевые сообщества способствуют обучению профессионала в течение всей жизни.
Литература:
Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.–171 с.
Лаврентьева О.А. Организация сетевого взаимодействия педагогов в Ставропольском крае: Доклад XV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2008»//http://www.relarn.ru/conf/conf2008/section6/6_25.html.
Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и образование // http://school-sector.relarn.ru/efim/3please/2005/pl_2005_20.htm.
ИнтерГУру www.intergu.ru
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие.– М., 2007.– 638 с.