Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Основные типы уроков по ФГОС"»
Основные типы уроков по ФГОС
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь!»
Китайская мудрость
В основу реформы школьного образования в России положена схема «Для чего учить? – Чему учить? – Как учить?». То есть в новых стандартах (ФГОС) на первом плане стоят образовательные цели: что должен приобрести ребенок в процессе учебы? Если раньше речь шла в первую очередь о знаниях, то теперь об умении самостоятельно их приобретать и применять на практике. Эти требования отразились и на основной единице процесса обучения – уроке.
Появление новой типологии уроков по ФГОС привело к изменениям их структуры, содержания, позиций педагога и учащегося.
Основная задача современной школы – личностное развитие ребенка. Он должен уметь видеть проблему, ставить задачи, выбирать способы их решения, планировать, искать информацию, анализировать, делать выводы, оценивать себя и свою работу.
В стандартах есть специальный термин для определения таких умений – универсальные учебные действия (УУД). Всего их выделяют четыре группы: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Первые отвечают за понимание ребенком целей своего развития; вторые – за умение мыслить логически, работать с информацией, анализировать; третьи – за способность взаимодействовать с окружающими и высказывать свое мнение; четвертые – за готовность составлять и осуществлять план действий, оценивать результаты. Такие ориентиры меняют саму структуру урока по ФГОС. За основу берется системно-деятельностный подход, который предусматривает: приоритет самостоятельной работы ученика; значительное количество творческих заданий; индивидуальный подход со стороны педагога; развитие универсальных учебных действий; демократичный стиль взаимодействия педагога и ребенка.
Требования к современному уроку
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной.
Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Учитель на современном уроке:
учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.;
специально планирует коммуникативные задачи урока;
принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
Новые требования значительно изменили набор традиционных школьных занятий.
Составлена классификация типов уроков по ФГОС. В ее основе лежат приоритетные задачи конкретного занятия.
Четыре основных типа урока: открытия новых знаний (приобретения новых навыков и умений); рефлексии; систематизации знаний (общеметодологический); развивающего контроля.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
На занятиях первого типа учащиеся получают новую информацию по теме, узнают различные способы учебных действий и пробуют применять их на практике.
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
На уроках рефлексии и отработки умений дети закрепляют полученные сведения, учатся оценивать собственные действия, выявлять и устранять ошибки. Занятия развивающего контроля помогают научиться рассчитывать свои силы при выполнении заданий, объективно оценивать результаты.
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки общеметодологической направленности дают возможность систематизировать полученные знания, увидеть межпредметные связи. Иногда в эту типологию уроков по ФГОС добавляется пятый пункт – исследовательское или творческое занятие.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Структура урока по ФГОС во многом определяется его типом, однако существует ряд обязательных компонентов. Их состав и последовательность могут варьироваться в зависимости от темы занятия, уровня подготовленности класса. При этом должны решаться три группы задач: развивающие, обучающие, воспитательные.
Первая стадия современного занятия – «мотивационная». Призвана заинтересовать ученика, настроить на работу. Ведь лучше всего информация усваивается, когда человеку становится интересно. Учителя используют для этого разные приемы: проблемные вопросы, неоднозначные утверждения, необычные факты, звуковые, визуальные эффекты.
В ходе этапа «актуализации знаний» ученик должен вспомнить пройденный материал, так или иначе связанный с поставленным в начале урока вопросом, закрепить его в процессе выполнения заданий. «Фиксирование и локализация затруднений» – этап, направленный на анализ собственных действий, выявление проблемных моментов. Ребенок учится задавать себе вопросы о проделанной работе: - какую задачу решал; - что для этого понадобилось сделать; - какая информация пригодилась; - на каком моменте возникло затруднение; - каких сведений или умений не хватило.
Стадия «построение проекта коррекции затруднений» заключается в совместном составлении плана по усвоению новой информации, решению проблемы. Ставится цель, связанная с коррекцией знаний (выяснить, научиться, определить), выбираются средства ее достижения (составить алгоритм, заполнить таблицу) и формат работы (индивидуально, в паре, группой).
Этап «реализации проекта» предусматривает самостоятельную работу по разработанному плану. Учитель при этом выполняет функции модератора, задает наводящие вопросы, направляет. «Включение новых знаний в систему» – выполнение кейсов, помогающих соотнести новую информацию с уже изученным материалом и подготовить к восприятию новых тем.
Обязательным этапом современного урока является «рефлексия». С помощью педагога учащиеся подводят итоги занятия, обсуждая, что удалось выяснить, какие сложности возникли. При этом оценивается собственная деятельность, уровень активности. Задача ребят – не просто понять, где были допущены ошибки, но и как можно избежать этого в дальнейшем.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.
Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.
Современная педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиск путей совершенствования урока. Одним из направлений совершенствования является совершенствование типологии и структуры уроков.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}