Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование метода проектов на уроках информатики"»
Содержание
Что такое «Метод проектов»?
Цели проектной деятельности;
В чем заключается метод проектов?
Этапы работы над проектом;
Классификация проектов;
Практическое применение методов проектов на уроках информатики;
Результаты в ходе выполнения проектов;
Литература.
Что такое «метод проектов»?
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современный условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Цели проектной деятельности:
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
Развитие исследовательских умений.
3. В чем заключается метод проектов?
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью него ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. В современной педагогике он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Планирования действий по разрешению проблемы.
3. Исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поискинформации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результат работы над проектом - продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует презентации.
Проект – это “пять П”:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Классификация проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
По характеру результата
По форме
По профилю знаний
По характеру координации
По уровню контактов
По количеству участников
По продолжительности
По типу объекта проектирования
По характеру результата:
Информационный и исследовательский проект
Обзорный проект
Продукционный проект
Проекты-инсценировки, или организационные проекты
По форме:
Практика-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
По профилю знаний :
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины .
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
По характеру координации:
с открытой, или явной, координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
По характеру контактов между участниками:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По количеству участников:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности:
мини-проекты;
краткосрочные;
недельные;
долгосрочные (годичные).
По типу объекта проектирования:
морфологическое (проектирование вещей);
социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);
экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
Этапы работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение.
№ п/п
Содержание работы на этапах
Деятельность учащихся на этапах
Деятельность учителя на этапах
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели
Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач
Устанавливают план действий, формулируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Сбор информации, решение промежуточных задач
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит
Анализ информации, формулирование выводов
Анализируют информацию
Наблюдает, советует
Представление результатов
Отчитываются, обсуждают
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Рефлексия
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения
Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную – способность применять полученные знания на практике.
Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Практическое применение метода проектов на уроках информатики
Метод проектов на уроках базового курса информатики (учебник И.Г. Семакин)
Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию примеры проектов, которые можно выполнять с учащимися на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.
Глава «Первое знакомство с компьютером»
Проект «Мой компьютер»
Возрастная группа: обучающиеся 8 класса
Тип проекта: игровой, мини проект.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям, с использованием прайс- листов компьютерных фирм. Презентация проекта в виде деловой игры.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.
Продолжительность: один урок.
Глава «Графическая информация и компьютер»
Проект «Символьная графика»
Возрастная группа: обучающиеся 8 класса
Тип проекта: мини проект.
Планируемый результат: создание символьного рисунка по образцу и своего рисунка, индивидуальное представление проекта.
Цели: отработка умения пользоваться всеми символами представленными на клавиатуре, а также дополнительными.
Продолжительность: один урок.
Глава «Технология мультимедиа»
Проект «Презентация» (темы на выбор)
Возрастная группа: обучающиеся 8 класса
Тип проекта: творческий проект.
Планируемый результат: представление проекта в виде презентации.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений применения компьютерных технологий.
Продолжительность: 3 урока (подготовка и защита проекта)
Глава «Управление и алгоритмы»
Проект «Управляющие системы».
Возрастная группа: обучающиеся 9 классов
Тип проекта: творческий, мини проект.
Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью, индивидуальное представление проекта.
Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме.
Продолжительность: один урок.
Глава «Информационные технологии и общество»
Возрастная группа: обучающиеся 9 класса
Тип проекта: творческий проект.
Планируемый результат: представление проекта в виде презентации.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений применения компьютерных технологий.
Продолжительность: 2 урока (подготовка и защита проекта)
Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:
проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
Применение проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ на третьей ступени обучения
Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:
изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах.
Проект «Структуры данных»
Рекомендуется для учащихся 10-х классов в качестве обобщения и углубления темы компьютерное информационное моделирование.
Продолжительность: 1-2 урока и время для сбора материала.
Результат: создание графа или таблицы на свободную тему.
Проект «Создание WEB-страницы»
Рекомендуется для учащихся 11-х классов в качестве обобщения и углубления приёмов работы с гипертекстом.
Продолжительность: 1-2 урока и время для сбора материала.
Результат: создание Web-страницы на свободную тему
Проект «Социологический опрос»
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
Продолжительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Используется работа в группах. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.
Одной из возможностей применения ПК в предпрофессиональной деятельности учащихся является оформление докладов и рефератов.
Проект «Гипертекст»
Возрастная группа: обучающиеся 11 классов
Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения создавать гипертекст.
Проект носит практико-ориентированный характер.
Длительность проекта – 2-3 урока.
Проекты, выполняемые учащимися во внеурочной деятельности в основном коллективные «Школьная газета», «Буклет», «Памятки», «Закладки».
Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Результаты в ходе выполнения проектов.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов. Для учащегося: 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навыки публичного выступления (ораторское искусство) • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи • Умение работать в группе, в команде • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение 2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.) 4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект. 5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. 6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества. 7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными. Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. Для учителя: 1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества 2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях 3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта 4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:
Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Собственные наблюдения показали, чтов целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
. Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. 2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. 3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 с 4. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2008 – 96 с. 5. Семакин И.Г. Учебники 8-11 класс- М.:Бином. Лаборатория знаний.2011г.