Просмотр содержимого документа
«Беседа «Хороший собеседник – кто он?»»
Беседа «Хороший собеседник – кто он?»
Что означает слово общение.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними сообщениями.
А как вы думаете, что означает слово собеседник?
Собеседник – это тот, кто участвует в беседе.
Какими качествами на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?
Хороший собеседник – это человек, который умеет доходчиво, грамотно и красиво излагать свои мысли и в то же время, внимательно слушать и демонстрировать оппоненту свою заинтересованность.
Как вы услышали из определения, важно не только говорить, но и уметь слушать и слышать.
Какими правилами слушания пользуетесь вы?
Правила хорошего слушания:
Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника – уточняющий вопрос, перефразирование «Я правильно тебя поняла, что…».
Не давай советов, если об этом не просили.
Не давай оценок.
Заинтересованность – кивание, не перебиваем, поддерживающие высказывания «Как интересно», вопросы, способствующие продолжению рассказа или беседы «А что было дальше».
Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их? (сдержанность, предупредительность, умение управлять своими чувствами, настроением, наличие чувства юмора, доброжелательность и др.)
С кем вы предпочитаете общаться: с тем, кто умеет слушать или с тем, кто умеет говорить? Какие качества нужны человеку для того, чтобы внимательным слушателем быть?
Что вы думаете о следующих высказываниях.
1. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
2. Не снимайте с себя ответственности!
3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
4. Будьте искренни!
5. Считайтесь с чужим мнением!
6. Не бойтесь говорить правду!
7. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
8. Будьте естественны в общении!
9. Не бойтесь правды!
Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.
Как ты думаешь, какие могут быть препятствия при общении?
Как ты понимаешь «барьер отрицательных эмоций», «семантический барьер», «фонетический барьер»?
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки:Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке?
Нужно прислушиваться к мнению других. Надо уметь слушать и слышать. Нет смысла кричать.
«Я говорю, мы говорим»
Учащимся предлагается проиграть различные виды разговоров между людьми, используя изученные правила (деловой, дружеский, с родителями, учителями, одноклассниками и др.)
А в заключение давайте поиграем в следующую игру. Здесь вам будут необходимы не только внимательность, умение слушать, но и смекалка.
Запрещается говорить «да» и «нет», называть цвета: «голубой», «зеленый», «желтый». Отвечать быстро.
Вопросы:
Вы любите лето?
Вам нравится зелень парков?
Какого цвета небо летом?
Какие цвета летом основные?
Вы любите солнце?
Какого цвета песок у моря?
Могут ли быть огурцы только зеленого цвета?
Встречаются ли абрикосы других цветов? Каких?
Загорать – это ваша стихия?
Что сегодня вы для себя узнали нового? О чем задумались?
Спасибо всем за работу! Давайте похлопаем друг другу.