Просмотр содержимого документа
«Анимационная деятельность как средство развития творческих способностей»
Анимационная деятельность как средство развития
творческих способностей
Педагог-психолог МОУ ДОД
ЦАТ «Перспектива»
Голкина В.А.
«Порыв к творчеству может
Так же легко угаснуть, как и возник»
К.Г. Паустовский
В детском возрасте фантазия и воображение – это символичное познание мира, это один из механизмов, раскрывающих в ребенке задатки и способности. Анимация, как ни один другой вид творческой деятельности, объединила в себе различные направления искусства.
В процессе развития ребенка формирование творческих способностей проходит ряд этапов: в дошкольном возрасте формируется на базе воображения – «общая креативность», в младшем школьном возрасте в результате овладения учебной деятельностью наблюдается «замирание». В подростковом возрасте вновь, уже в более сложных видах деятельности, проявляет себя творческий потенциал личности.
Психологи выделили два основных направления в понимании творческих задатков. Ряд специалистов считает, что креативность присуща всем, в той или иной мере. Им возражают, говоря: что лишь не многие могут быть творцами. Творческая личность, как считает Г. М. Андреева,- это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности.
О. Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы; высокая трудоспособность; подчинение творчества духовной мотивации; стойкость, увлечение работой.
Возникнув, способности могут развиться во многом посредством воспитания и обучающе-развивающей деятельности.
Анимация включает в себя: изобразительное и прикладное творчество, декламацию, драматургию, музыку, овладение анимационными техниками.
Анимация это искусство концентрированное. Кроме своего традиционного применения, оно нашло себя как вид деятельности, раскрывающий творческий потенциал обучающихся.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте происходит через развитие воображения. Этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Анимация является искусством концентрированным, комплексным и требует осваивания различных видов творческой деятельности, для чего необходимо постоянное внимание к внешним и внутренним свойствам предметов, т.е. определенный уровень развития сенсорной сферы. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, требующий особого внимания.
Процесс развития воображения не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно - перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове.
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, в первую очередь, - развитие творческого мышления и воображения. Это также и предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий, побуждение в поиске нового. Т.е. создавать такие условия, при которых ребенок самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. Развитие будет более благоприятно лишь в комфортной обстановке, где оказана помощь и поддержка ребенку. Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.
Развитие способностей является сложным процессом. Художественные способности наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в эти годы проявляются также литературные, математические и прочие способности. Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к независимости, самосовершенствованию, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, одно направленность суждений о происходящем подвергают подростка случайным влияниям. Именно педагогическая и родительская направляющая помощь определит будущее в развитии.
Актуальность развития творческой деятельности именно в подростковом возрасте обусловлена ещё и тем, что подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. Современные представления об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для учащихся ситуаций затруднения, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений.
Анимационная деятельность на каждом возрастном этапе способствует раскрытию способностей детей, от дошкольного до юношеского возраста. В процессе развития «общая креативность» остается составной чертой личности, каждый ребенок раскрывает себя более полно в каком либо виде деятельности: изобразительном либо прикладном творчестве, декламации, драматургии, музыке, в применении анимационных техник.