kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы обучения для формирования навыков смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.              Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволит проводить уроки и внеклассные мероприятия более эффективно, творчески, в комфортной психологической обстановке. В своей работе активные методы обучения можно использовать на разных этапах урока, опираясь на модель использования активных методов обучения - АМО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения для формирования навыков смыслового чтения»

Активные методы обучения для формирования навыков смыслового чтения


Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной жизни.

В.А. Сухомлинский.


Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.              

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволит проводить уроки и внеклассные мероприятия более эффективно, творчески, в комфортной психологической обстановке.

В своей работе активные методы обучения можно использовать на разных этапах урока, опираясь на модель использования активных методов обучения - АМО.


  • Каждый день начинаю с психологического тренинга.


Цель: позволяет установить доброжелательную атмосферу, положительный настрой на работу, контакт между учениками:

- «Поздоровайся глазами» - дети здороваются не словами, а молча – глазами, стараясь показать, какое у них настроение;

- «Поздоровайся локтями» - дети называют свое имя и касаются друг друга локтями, направленными в разные стороны, когда руки находятся за головой, на бедрах, на коленях;

- «Летающие имена» - дети, свободно двигаясь по классу, обращаются друг к другу по имени, называют слова - приветствия.

Перед началом следующих уроков предлагаю такой метод, как

- «Улыбнемся друг другу!»

- «Подари подарок другу» - звучит фонограмма песни о дружбе, со словами: «Я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!», передается красочная коробочка с подарком внутри; музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого коробочка в руках.


  • Работу на каждом уроке начинаю с упражнений для правильного

дыхания.

Цель: позволяет говорить звонко, громко, но без крика, читать правильно и выразительно:

- «Задуйте свечу» - дети делают глубокий вдох и разом выдыхают весь воздух, задувая одну большую свечку, выдыхают тремя порциями, задувая три свечи.

- «Выдох со счетом» - использую скороговорку. Дети начинают говорить хором:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки   (глубокий вдох)

На выдохе громко считают до тех пор, пока не кончится воздух:

Раз Егорка, два Егорка и т.д.

- «В лифте» - представляем, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.


  • Пятиминутки чтения.


Цель: проводить в системе работу по формированию умений и навыков

смыслового чтения, усложняя приемы и способы чтения от класса к классу:

- работа со структурными слоговыми таблицами;

- работа со слогами со стечением согласных;

- «Доскажи строчку»;

- «Чтение наоборот» по словам - написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым;

- чтение чистоговорок;

- чтение скороговорок;

- «Жужжащее чтение» - все ученики, каждый со своей скоростью, читают одновременно вслух выразительно, вслух быстро, по слогам, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, шепотом.

- «Перевернутое чтение» - чтение текста снизу вверх;

- «Чтение про себя»;

- «Бросок – засечка» - формирует умение ориентироваться в тесте: дети кладут руки на колени, начинают читать вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда «Засечка», чтение прекращается, дети закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух;

- «Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с быстрым

чтением, чередование чтения вслух и молча, режим меняется по команде учителя «Молния!»


  • Закрепление изученного материала, проверка домашнего задания.


Цель: развивают умение анализировать задание, находить ключевые слова в задании и умение вчитываться в инструкцию, отвечать на поставленные вопросы (устно и письменно):

- «Вставить пропущенные (недостающие слова)» - детям выдается текст, используя свои знания, необходимо вставить пропущенные слова:


1. Имя существительное – это ____________, которая отвечает на вопросы _______________, _______________ и обозначает ______________ . 

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 

3.Имена существительные бывают _______________ рода, _______________ рода и __________________________ рода.


- «Синквейн» - требует от ученика кратко представить учебный материал:

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!


- «Юный художник» - предлагаю пошагово выполнить действия на листе бумаги, строго следуя инструкции (графическое рисование).

При осуществлении дифференцированного подхода, получая информацию об уровне усвоения учебного материала слабоуспевающими ребятами применяю:

- «Лото» - на листе бумаги записывается формулировка определения понятия, лист разрезается на части, чтобы остались отдельные слова. За определенное время ученик собирает эту формулировку. Задание можно усложнить, включив слово, не относящееся к определению понятия, а учащийся должен сделать правильный выбор, самостоятельно исключив это слово.

- «Верю – не верю» - на каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.

- «Ромашка» - на лепестках «ромашки» дети готовят несложные вопросы друг для друга по заданной теме, обмениваются «цветами», отвечают на вопросы.

Работу можно организовать в парах. После выполнения задания осуществляется взаимопроверка с использованием учебника и оценка результата. Эти методы можно использовать при изучении разных тем, на разных уроках.



  • Определение цели урока и темы.


Цель: помогают учиться видеть ключевые слова, соотносить их с предварительными предположениями о характере информации:

- «Ключевые слова» -детям предложен текст, некоторые слова выделены жирным шрифтом. Эти слова выписываем на доску; после работы с текстом, отвечая на мои вопросы, дети определяют тему:

Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки. Тема «Река».

- «Инструментальный пазл» - предлагаю детям поработать в парах: из представленных мною картинок найти «лишнюю», обосновать свой ответ, обсудить тему урока, цели.

- «Чтение слов с прикрытой нижней половиной» - предлагаю детям прочитать тему урока, закрыв нижнюю половину слов.

- «Ассоциативный куст» - пишу ключевое слово или заголовок текста, дети отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 


  • Презентация учебного материала.


Цель (до начала работы с текстом): способствуют выработке мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения:

- «Банк идей», «Дерево ожиданий», «Корзина предсказаний», «Компот» - ученики «складывают, прикрепляют» свои мысли о том, что будут сегодня на уроке изучаться, в конце урока проверяют, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы.

- «Иллюстрация» - прогнозирование содержания текста по просмотренным иллюстрациям.


Цель (работа с текстом): формирование умения работать с информацией, задавать вопросы во время чтения, анализировать различные стороны явлений и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, выражать свои мысли, развивать читательское воображение, отвечать на проблемные вопросы, решить проблемные задачи и ситуации творческого характера:

- «Дневник двойных записей» - разделив рабочую тетрадь на две части, в процессе чтения ученики в левой части записывают моменты, которые их поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие - либо ассоциации; в правой – комментируют: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

- «Толстый и тонкий вопросы» - составляется таблица из двух колонок: левая колонка — толстые вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными: «Предположите, что будет, если…?» Правая колонка — тонкие вопросы, ответы на которые однозначные, короткие: «Сколько...?»

- «Инфо – угадай – ка - в центре записываю название темы, изучение которой состоит из нескольких разделов – секторов. По ходу моего изложения материала, дети выделяют и записывают ключевые слова к каждому разделу. Отчетливое разделение информации способствует лучшему восприятию.

- Инсерт, «Пометки на полях – детей знакомлю с рядом маркировочных знаков, по мере чтения ставят их карандашом на полях; пометки могут быть следующие: 

V знакомая информация

+ новая информация

-- я думал иначе

? это меня заинтересовало, хочу узнать больше

- «Чтение с остановками» - читаем текст с остановками, во время которых задаю вопросы на проверку понимания, а на прогноз содержания последующего отрывка.

- «Чтение в кружок» - по очереди читаем текст по абзацам: задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. 

- «Чтение про себя с вопросами» - ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

- «ПОПС»:

Позиция – «Я считаю, что…»

Обоснование – «Потому что…»

Пример – «Я могу доказать это на примере…»

Суждение – «Исходя из этого, я могу сделать вывод о том, что…»

«ПОПС» можно использовать на разных уроках.

- «Словесное рисование» (устное и письменное) - описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении текста.

- «Составление плана прочитанного» - обработка информации из книги.

- «Чтение в парах – обобщение в парах» - дети работают в парах: каждый поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу.

- «Ковер идей» - создается проблемная ситуация, анализируя ее, ребята работают в группах, работа состоит из трех этапов:

– понимание проблемы: дети отвечают на вопрос, почему существует такая проблема, ответ записывают на листах цветной бумаги и вывешивают на плакат «Ковер идей»;

– поиск решений: отвечая на вопрос, что можно изменить, каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги, вновь вывешивая на «ковер»;

– индивидуализация деятельности: что лично сделает каждый, чтобы изменить существующую ситуацию, записывают, вывешивают на «ковер».



  • Обобщение знаний и организация самостоятельной работы.


Цель: практическое применение полученных знаний:

- «Сводная таблица» - использую для выполнения практических работ.

- «Деформированный текст» - детям предлагаю записать предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

- «Восстанови текст» - по ключевым словам восстановить текст.

- «Лови ошибку» - заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю детям выявить допущенные ошибки.

- «Закрой окно»: детям предлагаю текст с недописанными предложениями, которые надо дописать.

- «Драматизация произведения» - работу провожу в группах, инсценирование отрывка из произведения или всего произведении.


  • Подведения итогов.


Цель: получение обратной связи от учеников:

- «Незаконченные предложения» - «Мне понравилось, потому что…», «Мне не понравилось …, потому что…»

- «Свободное письмо» - называю ключевое слово по изученной теме, а дети пишут себе письмо, в котором рассказывают всё, что хотят, узнали, думают об этом. После зачитывают свои письма.

- «Пейзаж» - предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

- «Все у меня в руках» - дети рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают внутри контура ответы на вопросы:

Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать; 

Указательный палец – я узнал все, что хотел; 

Средний палец – мне совсем ничего не понравилось; 

Безымянный палец – психологическая атмосфера на уроке; 

Мизинец – мне захотелось.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные методы обучения для формирования навыков смыслового чтения

Автор: Данилова Светлана Игоревна

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiepriiomovsmyslovoghochtieniiaprirabotiestiekstomnaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "300231"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456678602"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Компетентностный подход в обучении учащихся английскому языку на разных этапах обучения "
    ["seo_title"] => string(105) "kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-anghliiskomu-iazyku-na-raznykh-etapakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224474"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438855068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Преемственность в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(42) "prieiemstviennost-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166878"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423016452"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства