Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом
Учитель математики Вал Екатерина Степановна
КГУ «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»
При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при
необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения
Проблема Возможности разрешения
Организационно - психологические
Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей
Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий
Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом)
Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)
Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа) Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке
Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы
Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы
Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам,
«сюсюканье»
Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного
ознакомления детей со
«взрослой» лексикой,
проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с
учителем средних классов
Создание у детей учителем и
родителями в конце 4 -го
класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе
Знакомство родителей и детей со
своими будущими учителями
уже в 4 – м классе, проведение
математических праздников
олимпиад, соревнований
отдельных уроков, родительских
собраний совместно с учителем
5-го класса
Общеучебные умения и навыки, элементы развития
Недостаточная техника чтения (в
особенности - математических
текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его
Постоянно предлагать учащимся
задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести
словарики терминов, читать
вслух и анализировать условия
задач, рекомендовать и
родителям проводить такую
работу с детьми при выполнении
заданий по математике
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Рекомендовать упражнения для
развития мышц кисти руки
верным положением ручки
следить за правильностью
написания букв и цифр, за
подходящую ручку, продолжать
Неустойчивость внимания, слабо
многих детей
развитая оперативная память у
На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на
тренировку внимания и памяти
Недостаточная тренированность
памяти
долговременной механической
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для
запоминания не только
стихотворные, но и
прозаические тексты
Элементы псевдоучебной
деятельности в процессе
обучения, неумение отделять существенное от несущественного
Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся
детям на ранних этапах
обучения, при первом
знакомстве с учебным
материалом
Отсутствие у учащихся умения и
привычки обращаться к
энциклопедиям, справочникам
словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе
рекомендовать иметь в классе
справочные издания, предлагать
учащимся задания по работе со
справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы
Специальные математические знания, умения и навыки
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) |Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета
Ошибки в письменном делении многозначных чисел Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание
Ошибки в письменном умножении многозначных чисел Регулярное повторение всех
этапов алгоритма выполнения
умножения, систематическое
включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение
Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в
выражениях со скобками)
После записи вычислительных
примеров начинать с выделения
отдельных «блоков», из которых
он состоит, обращать внимание
на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) Предлагать сначала
представить себе ситуацию, о
которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или
схеме. При обсуждении решения
- вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие|- именно такое?
Недостаточное развитие
графических умений
Регулярное выполнение
чертежей как на бумаге в клетку
с подсчетом числа клеточек -
например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам
Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах