kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность в обучении математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность  в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом

Учитель математики Вал Екатерина Степановна
 КГУ «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при
необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения
Проблема    Возможности разрешения
Организационно - психологические
Недостаточная наполненность     урока учебным материалом,     неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос     основной тяжести усвоения  курса на домашнюю работу     Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей
Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать    Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ    Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их  ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий
Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей    Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом)
Пассивность большинства учащихся в процессе обучения    Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика  активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)
Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)    Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке
Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы
    Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы

Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам,
«сюсюканье»
    Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного
ознакомления детей со
«взрослой» лексикой,
проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с

учителем средних классов

Создание у детей учителем и
родителями в конце 4 -го
класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе

    Знакомство родителей и детей со
своими будущими учителями
уже в 4 – м  классе, проведение
математических праздников
олимпиад, соревнований
отдельных уроков, родительских
собраний совместно с учителем
5-го класса
Общеучебные умения и навыки, элементы развития
Недостаточная техника чтения (в
особенности - математических
текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его
    Постоянно предлагать учащимся
задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести
словарики терминов, читать
вслух и анализировать условия
задач, рекомендовать и
родителям проводить такую
работу с детьми при выполнении
заданий по математике

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей    Рекомендовать упражнения для
развития мышц кисти руки
верным положением ручки
следить за правильностью
написания букв и цифр, за
подходящую ручку, продолжать

Неустойчивость внимания, слабо
многих детей
развитая оперативная память у
    На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на
тренировку внимания и памяти

Недостаточная тренированность
памяти
долговременной механической
    Практиковать письменный опрос правил, предлагать для
запоминания не только
стихотворные, но и
прозаические тексты

Элементы псевдоучебной
деятельности в процессе
обучения, неумение отделять существенное от несущественного

    Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся
детям на ранних этапах
обучения, при первом
знакомстве с учебным

материалом

Отсутствие у учащихся умения и
привычки обращаться к
энциклопедиям, справочникам
словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе


    рекомендовать иметь в классе
справочные издания, предлагать
учащимся задания по работе со
справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы

Специальные математические знания, умения  и навыки
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)    |Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и  умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета
Ошибки в письменном делении многозначных чисел    Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел    Регулярное повторение всех
этапов алгоритма выполнения
умножения, систематическое
включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение


Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в
выражениях со скобками)
    После записи вычислительных
примеров начинать с выделения
отдельных «блоков», из которых
он состоит, обращать внимание
на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)    Предлагать сначала
представить себе ситуацию, о
которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или
схеме. При обсуждении решения
- вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие|- именно такое?

Недостаточное развитие
графических умений
    Регулярное выполнение
чертежей как на бумаге в клетку
с подсчетом числа клеточек -
например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам

Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения    Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся    Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении математики »

Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом


Учитель математики Вал Екатерина Степановна

КГУ «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»


При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при

необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения

Проблема

Возможности разрешения

Организационно - психологические

Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей

Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом)

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)

Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)

Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке

Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы


Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы


Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам,

«сюсюканье»


Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного

ознакомления детей со

«взрослой» лексикой,

проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с


учителем средних классов


Создание у детей учителем и

родителями в конце 4 -го

класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе



Знакомство родителей и детей со

своими будущими учителями

уже в 4 – м классе, проведение

математических праздников

олимпиад, соревнований

отдельных уроков, родительских

собраний совместно с учителем

5-го класса

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в

особенности - математических

текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его


Постоянно предлагать учащимся

задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести

словарики терминов, читать

вслух и анализировать условия

задач, рекомендовать и

родителям проводить такую

работу с детьми при выполнении

заданий по математике


Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать упражнения для

развития мышц кисти руки

верным положением ручки

следить за правильностью

написания букв и цифр, за

подходящую ручку, продолжать


Неустойчивость внимания, слабо

многих детей

развитая оперативная память у


На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на

тренировку внимания и памяти


Недостаточная тренированность

памяти

долговременной механической


Практиковать письменный опрос правил, предлагать для

запоминания не только

стихотворные, но и

прозаические тексты


Элементы псевдоучебной

деятельности в процессе

обучения, неумение отделять существенное от несущественного



Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся

детям на ранних этапах

обучения, при первом

знакомстве с учебным


материалом


Отсутствие у учащихся умения и

привычки обращаться к

энциклопедиям, справочникам

словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе




рекомендовать иметь в классе

справочные издания, предлагать

учащимся задания по работе со

справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы


Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

|Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание


Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех

этапов алгоритма выполнения

умножения, систематическое

включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение



Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в

выражениях со скобками)


После записи вычислительных

примеров начинать с выделения

отдельных «блоков», из которых

он состоит, обращать внимание

на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий


Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

Предлагать сначала

представить себе ситуацию, о

которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или

схеме. При обсуждении решения

- вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие|- именно такое?


Недостаточное развитие

графических умений


Регулярное выполнение

чертежей как на бумаге в клетку

с подсчетом числа клеточек -

например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам


Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения

Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Преемственность в обучении математики

Автор: Вал Екатерина Степановна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 166878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Преемственность в обучении математике в 5-х классах "
    ["seo_title"] => string(59) "prieiemstviennost-v-obuchienii-matiematikie-v-5-kh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "220752"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434829008"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Эссе «Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей элементарной математике» "
    ["seo_title"] => string(109) "essie-prieiemstviennost-v-rabotie-dietskogho-sada-i-shkoly-po-obuchieniiu-dietiei-eliemientarnoi-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "221004"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434988265"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Проблема преемственности "
    ["seo_title"] => string(28) "probliema-prieiemstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "191994"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389274"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Математика для любознательных. "
    ["seo_title"] => string(34) "matiematika-dlia-liuboznatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405850204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1290 руб.
1980 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1470 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства