Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Математика очень важный предмет для полноценного образования.
Это базовый предмет для получения знаний в различных отраслях наук. В современном обществе это составляющая часть общего интеллектуального развития.
В Концепции формирования математического образования в Донецкой Народной Республике подчеркивается, что «эффективность применения природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, формирование современных технологий в Республике зависят от математической науки, математической грамотности и математического образования всего населения, а также от продуктивного употребления современных математических методов».
Основные цели обучения математике:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного процесса;
формирование представлений о методах и идеях математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
Особенности преподавания математики
Особенности преподавания математики в новом учебном году определяются новым Государственным образовательным стандартом и Концепцией развития математического образования в Донецкой Народной Республике. Целью преподавания является личностный результат, что предполагает важность личности ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Преподавание математики осуществляется по обновленным Примерным основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования в редакции 2020 года.
Целями реализации новых программ являются:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целейпри разработке и реализации программы предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Цели и задачи обучения математике в соответствии с ГОС
Целью обучения математике является наряду с изучением собственно математики развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.
. Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
– формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие интереса к математике и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
– развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Говоря о критериях, эффективности урока можно остановиться на отдельных примерах, которые, исходя из моей многолетней практики, несомненно, делают урок более интересным. Например, в 5-6 классах это игровые моменты, конкурсы, соревнования. Даже простое упражнение: положите голову на парту, закройте глаза, и если согласны с ответом, поднимите руку. Или игра когда ученики- слагаемые при переходе через знак равенства в уравнении меняют знаки на противоположные. Хорошо запоминаются отношения, пропорции, проценты, когда приводишь примеры применения их в задачах по физике, химии, биологии, экономике. Площади фигур и объёмов применяются с интересом, если связаны с ремонтом в доме: укладыванием плитки, поклейкой обоями стен, сменить воду в аквариуме, сменить чехол для тумбочки. Теорема Пифагора запоминается потому, что когда я только сообщаю им что в древности даже осла водить не доверяли тому, кто её не знал. И затем при каждом удобном случае напоминаю о её применении: это формула расстояния между точками, уравнение окружности, основное тригонометрическое тождество. Легко запоминается формула суммы членов арифметической прогрессии, если в начале урока рассказать, как быстро сложил натуральные числа от 1 до 100 юный Карл Гаусс. А фразу «растёт с геометрической прогрессией лучше начинаешь понимать, когда рассказываешь легенду о награде того, кто создал шахматы. Т.к. казалось, простое удвоение числа зёрен, которое создатель шахмат не смог бы сосчитать за всю свою жизнь. А понятие симметрии, связанная с красотой в природе, архитектурой; или, когда связываешь прямые и обратные функции с философией существования антимиров, впору сказать: «жизнь хороша хотя бы потому, что в ней есть математика.»
Литература:
«Приложения к программам среднего общего образования» (Алгебра и начала математического анализа: 10-11 кл.: приложения к программам для общеобразоват. организаций: базовый, углубленный уровени / сост. Федченко Л.Я., Полищук И.В., Потемкина Л.Л. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 110 с., http://ippo-vm.at.ua/program/maket_pr_10-11_algebra_prilozhenie_2017.pdf). В данном методическом пособии рассмотрены темы, предусмотренные к изучению в курсе алгебры и начал анализа и не вошедшие в учебник авторов Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др. Пособие предназначено для изучения математики на базовом и профильном (математическом) уровнях.