kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики очень важна так как только интерес может заставить учеников задуматься над тем или иным вопрпосом. Понимание приходит только тогда, когда вместе с разумом работают чувства, пораждая творческую активность. в работе просматриваются различные игры: отыщи по ответу, математический хокей, математическое лото, кто первый, логические задания, карточки расширяющий кругозор учащихся, задания для развития смысловой памяти и внимания. задания найди и исправь ошибку, дифференцированный подход в обучении также играет большую роль в активизации познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания математики" »


КГУ Карагугинская средняя школа







Различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания математики






учитель: Кравченко Н. И.



















2014 г.


... Любое обучение человека есть

не что иное, как искусство содействовать

стремлению природы к своему

собственному развитию, и это

искусство в значительной мере

основывается на соразмерности и

гармонии впечатлений, которые

должны быть восприняты ребенком с

определенным уровнем его сил.

И. Песталоцци

Математика занимает особое положение среди других наук, так как, исследуя формы и отношения, встречающиеся в природе, обществе, а также в мышлении, она отвлекается от содержания и исключает из допускаемых внутри неё документов наблюдения и эксперимент. Недостатком постановки математического образования ныне в первую очередь является дефицит информации первосигнальной природы (оигущения, наблюдения, опыт), поскольку, самая яркая мысль слабее самого притуплённого ощущения.

По моему глубокому убеждению, только удивление и интерес могут заставить учеников задуматься над тем или иным вопросом Понимание приходит только тогда, когда вместе с разумом работают чувства, порождая творческую активность.

Правильно подобранные и хороню организованные игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию школьников, развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению приобретаемых знаний, пробуждают у учащихся живой интерес к изучаемым предметам.

На уроках математики можно применять следующие игры:

Отыщи по ответу

На доске написаны в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.

Угадай слово

На доске написаны примеры под ними буквы, рядом с которыми написаны числа. Решив примеры нужно выбрать правильный ответ, и выписав по порядку буквы ответов, получить слово.

Во время проведения устного счёта можно применить игру «Магазин игрушек». Ученик выходит к доске, берёт нарисованную игрушку, с обратной стороны которой написано задание, решает его устно или у доски, если решение правильное, то игрушка считается купленной. Эту игру можно устроить, как соревнование между рядами.

Математический хоккей

На доске написаны три столбика примеров, по количеству учащихся в ряду, с каждого ряда выходят по одному учащемуся решать пример, следующий пример решает второй ученик, предварительно проверив ответ предыдущего, Выигрывает тот ряд, где меньше всего ошибок.

Математическое лото

Ученику даётся карточка с начерченными графами, в каждой графе написан пример. Квадратики, на которых с одной стороны написаны ответы с другой стороны часть рисунка. Решив примеры нужно собрать рисунок.

2.35 + 10.1

1.2*6

7.4/2

15-3.42

7.4 * 0.9

91.8/0.3

0.5 + 15.89

10.12* 1.2

0.48/0.12



16.39

12. 144

4

11.58

6.66

306

12.45

7.2

3.7


Во время устного счёта можно применить игру «Кто первый». На доске нарисована лесенка или ступеньки, на каждой ступеньки написан пример, решив его, ребята поднимаются выше, пока не поднимутся на верхнюю

ступеньку. К этому заданию можно придумать сказочных героев, которые должны сорвать молодильное яблоко, волшебный цветок или отправиться в путешествие на ракете.













3/5-1/7 3/4-1/3 4/5-4/7


17/20-3/5 7/8-3/4 5/6-1/12


2/3-1/6 9/14-2/7 1/16-3/8


2/7-1/7 3/5+1/5 4/7-3/7


Ребятам нравятся логические задания, например нужно вставить число вместо знака «?»



? -1.1 ?

3 -5

5.6 1.2 4.3 7.1

1 -3

-1 8.9 15.6

Можно использовать карточки, которые расширяют кругозор учащихся. Занимательность побуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и просыпается интерес к предмету.

В Китае существует поверье, что если сорвать этот цветок 9 сентября, то он приобретёт волшебные свойства. Так одна девушка выпила вино вместе с этим цветком и стала бессмертным божеством. Что это за цветок?

2098 - (23 * 6.4 - 5.4) + 26091 : 13;

4.02*5-0: 1.1-1.1 *2.9

1-У, 147.2-Т, 1.472-В, 141.8-Е, 1.48-Д, 1956.2-Е, 68-Л, 27-С, 2007-Р, 3963.2-Н, 21569-0, 2.01-Я, 20.1-А, 1,1-В, 0-3, 3.19-М, 31.9-К, 319-П, 16.91-Х, 11.8-Г, 20.1-4

Ответ: хризантема


В народе их называют земляными огурцами. Что это за растение? 3.7: (5.871 : 5.7 + 7-8.03)

1.03-И, 10.3-А, 1.3-М, 10-О, 8.03-Р, 1.1-Д, 0-И, 16.06-Н, 0.803-Е, «не имеет смысла» - С, 1-У, 0.3-Я.

Ответ: ирис


При прохождении темы «Координатная плоскость» большой интерес у учащихся вызывают карточки.

При изучении темы осевая и центральная симметрия, ребятам предлагаю нарисовать предметы имеющие центр или ось симметрии.

Для проверки правильности ответа применяю карточки.

+ -


Учащимся задаётся вопрос или утверждение если они согласны, то поднимают +, если не согласны, должны поднять карточку -.

Для развития смысловой памяти полезно на уроках применять следующие упражнения. Учитель читает по блокам пары слов, а затем - только первое слово каждой пары. Учащиеся должны воспроизвести в своих тетрадях второе слово каждой пары.

Блок

Равные – доли

Обыкновенные - дроби

Числитель - знаменатель

Часть - целое

Половина - часа

Смешанное - число

Неправильная - дробь

Развивают внимания действия с переключением. Учитель произносит: «Числитель »- поднимает поочерёдно несколько карточек, что у него заготовлено заранее.

1/5


2/7


3/12


10/25


5/26


13/100


237/1000


Учащиеся должны в своих тетрадях записать только числитель демонстрировавшихся дробей. Затем учитель командует: «Стоп» а учащиеся проводят в своих тетрадях две вертикальные черты. Следующая команда: «Знаменатель»- учитель снова поднимает карточки, а учащиеся записывают только знаменатель и т. д.

В дальнейшем

можно поменять карточки и изменить команды. Например «Правильная дробь», «Неправильная дробь», «Больше единицы», «Меньше единицы», «Равно единицы».

Для корректировки восприятия.

Найти и исправить ошибки, если они есть в следующих действиях.

А)3.2+8 =4.0 г) 29+7.1=100

Б)16.6-5=16.1 д) 25.15+0.4=25.56

В)21.7-3=21.4 е)0.1+0.034=0.035

Классификация

Выделение существенного признака объекта.

Подчеркните два слова из слов данных в скобках, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобками. Доля (апельсин, часть, целое, чеснок). Дробь (половина, треть, числитель, четверть, знаменатель).

Круг (арена, центр, солнце, колесо, радиус). Окружность (диаметр, колесо, кольцо, центр, бублик).

Выделение из объектов общего признака. Из данных ниже дробей укажите лишнюю.

а) 2/4; 3/6; 5/9; 4/8; 1/2.

б) 3/5; 9/7; 23/130; 4/9; 27/719. Возможно и другие признаки квалификации.

Большой интерес у учащихся вызывает нестандартные уроки: «Уроки - аукционы», «Уроки - путешествия», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Уроки -семинары», «Общественные смотры знаний»,

С возрастом интересы подростков меняются, повышается внимание к тому положению, которое они занимают среди сверстников. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, получать высокую оценку со стороны.

К активным формам работы относится групповая форма,

когда учащиеся разбиваются на звенья из четырёх человек, так чтобы в каждое звено входили как сильные, так и слабые учащиеся, когда звенья сформированы, мы проводим специальную беседа с классом, разъясняя учащимся задачи учебных звеньев. Во время беседы особо подчеркивается ответственность членов звена друг за другом. Такая беседа благоприятно сказывается на выработке сознательного отношения учащихся к работе в звене, а значит в учебе в целом. Деятельность учебного звена организуется во время изучения нового материала и сочетается с фронтальной работой класса. Приведем пример изучение темы «Теорема Виета». Урок начинается с самостоятельной работы, которую ученики должнв выполнять в звеньях, Дежурные вручают каждому звену карточку с дидактическим материалом

К-1

1)2х2 3x9=0

2)14=у2+5у

3)4х2=-9х

4)3х2=27

Все группы получают единое задание состоящие из четырех пунктов:

1) Решить уравнение.

2) Найти для каждого уравнения сумму и произведение его корней.

3) Найти для каждого уравнения частное от деления второго коэффициента, взятого с противоположим знакомэ на первый коэффициента, и частное от деления свободного члена на этот же первый коэффициент.

4) Сравнить полученные значения частных для каждого уравнения с соответствующими значениями суммы и произведения его корней.

После выполнения этих заданий начинается фронтальная беседа учителя с классом. Вывод: сумма корней оказалась равной частному второго коэффициента, взятого с противоположным знаком, на первый коэффициент, а произведение корней - частному от деления свободного члена на первый коэффициент.

Сочетание групповой и фронтальной работы перед новой темой помогает организовать ту эмпирическую деятельность учащихся, на основе которой они сами приходят к новым для них математическим выводам.

Учесть и использовать неоднородность классного коллектива позволяет особая форма семинара, семинар -практикум. Основная особенность такого семинара состоит в том, что некоторые учащиеся класса объединяются в группы, обычно по 3-4 человека, чтобы они могли свободно общаться между собой, не мешая другим. Вначале семинара каждая группа получает для решения за указанное время или комплекс задач. По истечении времени один представитель группы по выбору учителя выходит к доске на «защиту». Он рассказывает свою задачу всему классу, обосновывая отдельные шаги решения, отвечая на вопросы по задаче и теории. Отчитывающийся может сам задавать вопросы. Полученная им оценка ставится всем членам группы. Так как члены группы не знают заранее, кто из них пойдёт отвечать, то они заинтересованв в том, чтобы каждый был хорошо подготовлен и это дает эффективность работы.

Состав группы учитель варьирует, исходя из своих целей. Это может быть группа сильных учеников с достаточно трудной задачей. Такие группы создаются главным образом в начале изучения темы, когда основная масса учеников занята решением типовых задач обязательного уровня, формированием навыков, а сильные учащиеся уже этот уровень перешли и могут служить ориентиром дляостальных. Это может быть группа смешанного состава с несложной залачей. В середине изучения темы такие группы формируются, с целью выравнивая на нужные рубежи слабых учеников. В конце изучения темы, когда основной состав класса выходит на продвинутый уровень, можно комплектовать группы только из отстающих учеников.

Диффереицированный подход в обучении позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

В цепях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышениюих математической культуры рекомендуется систематически проводить внеклассные занятия: кружки, олимпиады, викторины, вечера, математические недели.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кравченко Наталья Ивановна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства