Цель данной технологии-развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Авторы программы– Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.
Технология направлена на образовательные результаты:
- умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Роль преподавателя в ТРКМ:
-направляет усилия обучающихся в определенное русло;
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает обучающимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Что даёт ТРКМ обучающимся
повышение эффективности восприятия информации;
- способность принимать осмысленные решения;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- способность к аргументированию принятых решений;- способность брать инициативу в свои руки;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования.
Что даёт ТРКМ преподавателю
-умение создать в группе атмосферу открытости и сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником профессиональной информации для других преподавателей.
Помогает определить собственные приоритеты
Повышает уровень культуры работы с информацией
Критическоемышление
Помогает прогнозировать последствия своих решений
Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности
Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы
Критическое мышление имеет5 характеристик
1. – это мышлениесамостоятельное
2. – это мышлениеобобщенное
3.– это мышлениепроблемное и оценочное
4.– это мышлениеаргументированное
5.– критическое мышление есть мышлениесоциальное
7
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
Прием «Фишбоун»
Прием «Синквейн»
Прием «Кластер»
Прием «Верите ли вы?»
Прием «INSERT»
Прием «Взаимоопрос»
Прием «Корзинка идей»
Прием «Ключевые термины»
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов:
СТАДИИ ВЫЗОВА;
СМЫСЛОВОЙ СТАДИИ;
СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ.
Задачи фазы вызова(пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Задачи фазы реализации смысла –(осмысление материала во времени работы над ним)
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Задачи фазы рефлексии –(обобщение материала, подведение итогов)
- Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
-Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
ФАЗЫ ТРКМ
Структурирова ние процесса изучения
Актуализация имеющихся знаний
Стадия вызова
Целостное осмысление и обобщение полученной информации
Пробуждение интереса
к теме
ТРКМ
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Анализ всего процесса изучения нового материала
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Соотнесение новой информации
с собственными знаниями
Получение новой информации
Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления.
В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все обучающиеся.
- Следует позаботиться о психологической подготовке обучающихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение ребят за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации обучающегося.
- Очень важно, чтобы каждый обучающийся был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Для обучающихся должен быть создан максимальный физический комфорт.
- Деление обучающихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.
вывод
Прием«Фишбоун»
Используется на стадии «вызова», «осмысления» «рефлексии».
В «голове» этого скелета обучающиеся обозначают проблему, которая рассматривается в тексте. С одной стороны скелета, обучающиеся отмечают причины возникновения изучаемого явления. Напротив, обучающиеся выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы.
Увеличение автотранспорта
Увеличение численности населения
Сокращение площади лесов
Развитие промышленности
Число авто транспорта в Моск.обл – 1705тыс
Частота заболеваний дыхательных путей возросла на 20%
Концентрация СО2 увеличилась на 10 % за 100 лет
Количество вредных веществ превышает допустимые нормы
Прием «Фишбоун»на уроке экологии по теме «Загрязнение атмосферы»
Переход на менее токсические виды топлива, поиск альтернативных источников энергии, увели-чение площади лесов. Бережное отношение к природе.
Прием«Перепутанные логические цепочки»
Используется на стадии «вызова», «осмысления».
В а р и а н т «а»: Расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, обучающимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Задание.Установите, в какой последовательности происходят события, лежащие в основе современной клеточной теории.
1. Открытие одноклеточных животных и бактерий (А. Левенгук)
2. Открытие клеточного ядра (Р. Броун)
3. Открытие клетки (Р. Гук)
4. Создание клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн)
5. Утверждение, гласящее, что каждая клетка происходит от клетки путём деления (Р. Вирхов)
Задание.Ряд высказываний, по поводу которых необходимо высказать свое мнение: (+) – верно или (–) – неверно по теме «Щелочные металлы». Калий
(+) 1. На внешнем энергетическом уровне атом содержит 1 электрон.
(–) 2. Для завершения внешнего энергетического уровня атом принимает электроны.
(+) 3. Это восстановитель.
(+) 4. Атом имеет степень окисления +1.
(–) 5. Элемент проявляет валентность II.
(+) 6. Элемент относится к щелочным металлам.
(+) 7. Тип кристаллической решетки – металлическая.
(+) 8. Металлические свойства выражены ярче, чем у кальция.
(–) 9. Металл относится к тугоплавким металлам.
(–) 15. Металл используется для получения других металлов в металлургии.
Тема: Деятельность человека на окружающую природную среду".
Знаю
Хочу узнать
Человек потребляет ресурсы природы.
Узнал
Масштаб антропогенного воздействия.
Человек загрязняет природу
Проблема глобальна.
Каковы последствия антропогенного вмешательства в природу.
Человек уничтожает биосферу
Глобальная экологическая катастрофа.
Как решить проблему загрязнения окружающей среды.
Как на мировом уровне, так и на уровне одного человека.
РомашкаБлума
Простойвопрос
Уточняющийвопрос
?
Практическийвопрос
Оценочныйвопрос
Творческийвопрос
Вопросинтерпрета ция
Ромашка Блума
Простые вопросы(фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
Уточняющие вопросы– «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы(объясняющие) – побуждая обучающихся к интерпретации.
Оценочные вопросы(сравнение) – нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему знание языков ценится высоко?
Творческие вопросы(прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» , «Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли?»
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме,
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который
повторяет суть темы).
Синквейн
Дружба
Верная, крепкая
Объединяет, связывает, обнадеживает
Помогает тому, кому плохо
Защита
Кластер
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.
2 этап - обучающиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Влияние автотранспорта на окружающую среду
Электромагнитное излучение
Вибрация
Шум
Автомобиль
Тепло
Затраты ресурсов
Выхлопные газы
Тяжелые металлы
Технология критического мышления позволяет:
1. Формировать собственное мнение.
2. Совершать обдуманный выбор между различными мнениями.
3. Решать проблемы.
4. Аргументировано спорить.
5. Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение.
6. Ценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке - М.: «Просвещение», 2011.- 233с.
3. Коган Г.В. Технология развития критического мышления на уроках биологии и географии: из опыта работы учителя географии и биологии ГУО «Жирмунская средняя школа», 2012 . – 49 с.
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.