Мастер-класс "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на первой ступени обучения"
Мастер-класс "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на первой ступени обучения"
Мастер-класс
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
на первой ступени обучения
Мир, в котором мы живём, так быстро меняется, что нашим детям придётся решать проблемы, с которыми мы, взрослые, ещё не сталкивались. Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной активности.
Современное образование имеет в своем арсенале много традиционных и инновационных педагогических технологий. Одной из них является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления. Данная технология применима к любой учебной программе и любому учебному предмету. Её использование способствует формированию у учащихся культуры сотрудничества, умения работать с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формирует «человека думающего». Технология представляет собой набор особых приёмов, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся. Учителя нашей начальной школы применяют на уроках эту технологию.
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и в настоящее время реализуется в 29 странах мира.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и методиками и может быть реализована в различных предметных областях и для различных типов занятий.
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Авторы данной технологии предлагают такое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).
Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
Цель технологии РКМЧП:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Задачи технологии РКМЧП:
Формирование нового стиля мышления
Развитие умения извлекать актуальную информацию
Развитие умения систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания
Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения
Формирование базовых качеств личности
Формирование культуры чтения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на первой ступени обучения" »
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
на первой ступени обучения
Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С.И.Ожегов
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений»
Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.
Методическое пособие «Как учатся дети: Свод основ», М., 1997
Цель технологии РКМЧП:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Задачи технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления
Развитие умения извлекать актуальную информацию
Развитие умения систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания
Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения
Формирование базовых качеств личности
Формирование культуры чтения
Идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Три этапа базовой модели развития критического мышления
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Вызов
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика
Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
Осмысление
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Предлагает опорный текст по теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща
Рефлексия
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Условия развития у школьников критического мышления:
каждый учащийся способен на критическое мышление;
необходимо ценить любые проявления критического мышления.
важно представить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
необходимо давать учащимся возможность размышлять;
важно принимать различные мнения и идеи;
целесообразно способствовать активности учащихся в процессе обучения;
необходимо убедить учащихся, что они не рискуют быть высмеянными
Приёмы РКМЧП:
Разные технологические приёмы в рамках технологии РКМЧП
«Корзина» идей, понятий, имен…;
Чтение с остановками;
Кубик Блума;
Линии сравнения;
Верные и неверные высказывания;
Толстые и тонкие вопросы;
Синквейн;
Диаманта;
Плюс – минус – интересно;
Инсерт;
Кластер;
З – Х – У;
Зигзаг;
Шесть шляп мышления.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Этот приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме .
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме
Приём «Чтение с остановками»Примерные вопросы:
▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Приём «Кубик Блума»
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему»,
«Объясни»,
«Назови»,
«Предложи»,
«Придумай»,
«Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Приём «Линии сравнения»
Составление сравнительных таблиц можно использовать
как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Сравни-
тельные таблицы позволяют более качественно подготовить домашнее задание, так как являются уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приёма «Линии сравнения» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трёх, но и не больше семи. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Для того чтобы в какой-нибудь линий сравнения не было слишком много, можно
вывести на доску абсолютно все предложения учащихся, а затем попросить их определить наиболее важные.
Полезные ископаемые, 2 класс
Песок
1.Состояние ( твёрдое, жидкое)
2.Строение( сыпучее, землистое)
Линии сравнения
3.Пластичность( +, -)
Глина
Сыпучее
Твёрдое
–
Крупные
4. Размеры частиц
Твёрдое
5. Отношение к воде
Землистое
Не пропускает
Пропускает
Мелкие
+
Приём «Верные и неверные высказывания»
Этот приём может быть использован в начале урока. Учащиеся, выбирая «верные высказывания» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем они устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, класс возвращается к данным утверждениям, учитель просит всех оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы можно начинать уже со 2 класса.
Тонкие
вопросы
Толстые
Кто...?
вопросы
Что...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Когда...?
Как звать...?
Почему, вы думаете...?
Было ли...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Приём «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк
Синквейн
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)
Синквейн по произведению А.А. Фета « Бабочка»
1. Бабочка
2. Воздушная, яркая
3. Порхает, вьётся, радуется
4. Воздушное создание весело порхает.
5. Чудо
Правила составления Диаманты
1. тема ( существительное)
2. определение ( 2 прилагательных)
3. действие ( 3 глагола)
4. ассоциации ( 4 существительных-переход к антонимам)
5. действие ( 3 глагола)
6. определение (2 прилагательных)
7. тема ( существительное – антоним теме)
Диаманта по произведению Гаршина « Жаба и роза»
1. Жаба
2. Завистливая, коварная
3. Угрожает, завидует, злится
4. Зависть,жестокость,красота, нежность
5. Радует, любуется, пахнет
6. Ароматная, удивительная
7. Роза
Приём «Плюс – минус – интересно»
При использовании данного приёма информация не только активно воспринимается, систематизируется и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение по опорным вопросам.
+
Кажешься взрослее
-
Интересно
Вред для органов дыхания
Никотин – яд
От курения трудно избавиться
Как поступить, если друзья предлагают закурить?!
Приём «Инсерт»
Инсерт— это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста.
vесли то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думаете, что знаете;
-если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знаете, или думали, что знали;
+если то, что вы читаете, является для вас новым;
?если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Прием «Кластер»
Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.
Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно- следственные связи
Как составить кластер?
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер «Приставка»
Кластер «Лягушки и жабы»
Значение для природы и человека
Значение для природы и человека
Где живёт?
Где живёт?
Таблица «З – Х – У»
З – Знаем
Х–Хотим узнать
Записываются идеи учащихся по данной теме
Записываются вопросы, которые возникли у учащихся, и ответы, которые они рассчитывают получить при изучении данного материала
У–Узнали
Заполняется в ходе урока (сообщения учителя или учащихся, индивидуального, парного или группового чтения, просмотра видеоматериала и др.).
Заполняются на стадии вызова
Заполняется
на стадии
осмысления и рефлексии
Приём «Зигзаг»
Данный прием применяется при изучении текстов большого объема. Класс делится на группы. Если в статье 4 части, то и в группе — 4 участника. Если 5 частей, то и в группе 5 участников. Это рабочие(«родные»)группы. Каждый ученик в рабочей группе получает задание по определенной частиили фрагменту статьи или рассказа. Идет работа в рабочих группах с использованием схем, иллюстраций. Возможно составление плана, «веточки» кластера каждым учащимся. Затем из всех рабочих групп учащиеся собираются в экспертные(временные)группы: все учащиеся № 1, выполняющие одинаковые задания в «разных» группах переходят в свою экспертную группу, учащиеся № 2— в свою и т. д. В экспертной группе отрабатывается, уточняется, дополняется определенный абзац или часть. Выбирается учащийся, который проводит презентацию. Затем учащиеся, обогащенные знаниями, возвращаются в рабочие группы. Идет обсуждение всего рассказа или статьи, составляется полный кластер или синквейн.
Приём «Зигзаг»
2 Экспертная
группа
1 Экспертная
группа
1 Рабочая
группа
4 Экспертная
группа
3 Экспертная
группа
Приём «Шесть шляп мышления»
Метод «шести шляп» — это простой и практичный способ преодолеть трудности, возникающие при решении практических задач, посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Белая шляпа. Факты. Какие новые понятия вы узнали?
Чёрная шляпа. Проблема. Правда ли это? Сработает ли это? В чём недостатки? Что здесь неправильно?
Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Что полезное вы узнали?
Красная шляпа. Эмоции. Какие у вас по этому поводу возникают
чувства?
Зелёная шляпа. Творчество. Как можно применить знания, полученные на уроке?
Синяя шляпа. На какие вопросы ещё не нашли ответы? Оцените работу класса на уроке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Образовательные результаты РКМЧП:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
«Золотые правила» использования приемов технологий