Рефлексия как один из приемов повышения качества обучения
Рефлексия как один из приемов повышения качества обучения
Рефлексия как один из приемов повышения качества обучения
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как один из приемов повышения качества обучения »
Рефлексия как один из приемов повышения
качества обучения.
Изменения – это всегда страшно.
Но никто не изменит за вас вашу жизнь. Вы понимаете, какой должны сделать выбор, но несмотря на страх, движетесь вперед.
Это главное правило успеха.
Пауло Коэльо
Учитель русского языка и литературы
Молдагалиева З.Т. Федоровская ОСОШ №1
Август, 2014год
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.
Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному .
Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.
Тема:
«Приемы »
.
Ценности:
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Стратегические действия:
Изучение методической литературы по данной теме;
Консультирование с коллегами;
Создание творческой активности учащихся на уроке;
от латинского reflexio – обращение назад
завершающий этап прогнозирования
помогает
инструмент
сформулировать
размышление о своем
самоорганизации
получаемые результаты
внутреннем состоянии,
самопознание.
Рефлексия
процесс формирования целей
Зачем?
Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.
Для обучающихся:
Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
- Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала.
Классификация приемов рефлексии:
Виды учебной рефлексии:
Физическая
сенсорная
интеллектуальная
духовная
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Солнышко» - мне всё удалось;
«солнышко и тучка» - мне не всё удалось;
«тучка» - у меня ничего не получилось.
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Светофор»
красный = не понимаю,
зеленый = все предельно понятно, желтый – не все усвоил
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Градусник»
«дружелюбно»
«тепло»
«приятно»
«ноль»
«прохладно»
«холодно»
«отвратительно»
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Букет настроения»
не понравилось, было скучно.
понравилось на уроке, узнали что – то новое.
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Мордашки»
У меня отличное настроение!
Мне было скучно!
У меня остались вопросы!
Мне было скучно!
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Рисуем настроение»
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
«Пантомима»
руки вверх – довольны
голова вниз – не довольны
закрыть лицо руками –
безразлично
Рефлексия деятельности.
«Огонёк общения»
1.Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
2. Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
3.На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому -хочется сказать сегодня спасибо);
- зелёный – самому уступчивому, покладистому;
- фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
-Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой
букет. Как вы думаете, почему?
Рефлексия деятельности.
«Дерево творчества»
Рефлексия деятельности.
“Пятерочка“
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Рефлексия деятельности.
«Ключевое слово»
Необходимо раздать каждому ученику по два листочка бумаги: белый и цветной.
•На белом пишется вопрос по теме урока.
•На цветном пишется предполагаемый ответ на этот вопрос.
•Белые листочки с вопросами собираются, и учитель отвечает на них, а ученики сравнивают ответы учителя со
своими.
Рефлексия содержания
учебного материала.
«Запрет»
Учащимся запрещается говорить «Я не …»
Предлагается эту же мысль выразить другими словами:
что нужно, чтобы получилось;
какие средства необходимо было бы иметь для…;
какие умения мне нужны для этого;
какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
Рефлексия содержания
учебного материала.
«Что я знаю…»
Рефлексия содержания
учебного материала.
Сегодня на уроке я...
1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …3.Урок для меня показался…4.За урок я …5.Мое настроение …6.Материал урока мне был…
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
быть склонным к поисковой, исследовательской,
экспериментальной работе
обладать способностью к глубокой профессиональной рефлексии