Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Этому способствовал «Закон об образовании» РФ. Традиционная установка формирования преимущественно «знаний, умений, навыков» неприемлема сегодня при воспитании качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, где во главу ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования. В проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» говорится о том, что ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ситуация сотрудничества ученика и учителя возникает при выполнении следующих операций :
Ученику нужно выделить в задаче условия;
Проделать анализ имеющихся у него
средств и способов действия применительно
к условиям задачи;
Зафиксировать несоответствие
условий задачи и наличных способов действий;
Указать на наличие противоречий взрослому;
Определить, какие средства нужны для верного решения.
Каждая из этих операций
требует выполнения рефлексии.
Рефлексия
От лат. reflexio – обращение назад;
Размышление о своем внутреннем состоянии,
Самопознание(словарь иностранных слов);
Самоанализ
( толковый словарь русского языка);
Самоанализ деятельности и её результатов
(с точки зрения педагогики).
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель н е просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Классификации рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека
(сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным , так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.