Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях современной школы
Заседание МО учителей обслуживающего труда г.Энергодара
2016 г.
Цели:
1.Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей и их компетенций в области учебного предмета.
2.Совершенствование методики преподавания, направленной на повышение качества обученности учащихся.
3.Активизация развития профессиональной компетентности педагогов.
4.Повышение качества образования.
Задачи:
- познакомить с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности - активизировать инновационную деятельность педагогов
Учитель живет, пока учится. К.Д.Ушинский
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых
по отношению к определенному кругу предметов и
процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Профессионализм - это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога)
Три уровня профессионализма
Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств .
Составляющие компетентности
Педагогическая
деятельность
Личность
учителя
Психолого-
педагогическое
общение
Основные составляющие :
-интеллектуально — педагогическая компетентность (умение применять полученные знания);
-опыт в профессиональной деятельности для эффективности обучения и воспитания;
-способность педагога к инновационной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСК0Е МАСТЕРСТВО
Профессиональная компетентность педагога -
это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное отношение к педагогическим инновациям это способность сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, тем самым повысить уровень качества образования.
Повышение компетентности , профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.
Учитель должен сознательно
идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней переменами.
А. Дистервег
Компетентность учителя и учащихся – единое целое в педагогическом диалоге
Ключевые компетенции:
Формирующая - формирование и обретение знаний.
Исследовательская- критическое
мышление.
Тестовая – обеспечение качества
и самоконтроль.
Поисковая – поиск необходимой информации.
Проектная – создание новых знаний.
Систематизирующая структурирование знаний.
Профессиональное
самовоспитание,
самообразование
и самовыражение - это основные условия для формирования профессиональной компетентности педагога
Условия формирования профессиональной компетентности:
1.Анализ собственной педдеятельности
2.Повышение квалификации и образовательного уровня
3.Участие в конкурсах, фестивалях, сетевых сообществах
4. Обмен опытом и презентация собственных достижений
5. Самообразование и создание портфолио – основные условия развития профессиональной компетентности педагога
Показатели профессионального роста педагогов:
- активное творческое начало педагогов;
- стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
- потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;
- готовность педагога разработать тему по самообразованию до авторской разработки
- стремление педагога выступать на педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.
Педагогические компетентности
Когнитив ная
(профессионально-педагогическая эрудиция)
Профессионально- информационная
(педтехно
логии, ИКТ, мониториг, профразвитие)
Коммуникативная
(культура общения, речи и педагогический такт)
Психологическая (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности (по методам, по форме, по содержанию) Постоянная работа в МО, творческих группах, выступления, мастер-классы, семинары, конференции) Публикации Портфолио достижений
Профессиональная компетентность учителя определяется умением :
1. Видеть ученика в образовательном процессе 2. Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования 3. Создавать образовательную среду и использовать ее возможности (информационные ресурсы, ИКТ) 4. Планировать и осуществлять профессиональное самообразование (анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования) 5. Структурировать информацию по способам ее представления 6. Осваивать критерии и алгоритмы поиска информации 7. Овладевать способами роботы с источниками информации (информационными ресурсами)
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
- План самообразования
- Создание портфолио
- Повышение квалификации
- Активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций -Инновационная деятельность педагога
Учитель постоянно должен решать профессиональные задачи и соответствовать высоким требованиям
-Осуществлять образовательную деятельность
на высоком уровне и мотивировать учащихся на достижение высоких результатов
-Развивать свою творческую индивидуальность,
а также творческий потенциал учащихся
-Применять инновационные технологии на основе ИКТ
-Самообразовываться и самосовершенствоваться
-Общаться в педагогическом сообществе,представляя опыт своей деятельности
Мастерство учителя –
это специальность, которой надо учиться всю жизнь.
А.С.Макаренко