Развитие профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО
Современный социальный заказ общества Образовательным учреждениям требует от педагога постоянной работы над собой, роста профессионализма. Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.
Поэтому в ДОУ важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.
Развитие профессиональной компетентности педагога, создание условий для становления творчески мыслящей личности ребенка – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психолого-педагогической науки (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской, Н. Л. Гончарова и др.). Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются: И. Д. Багаевой, А. И. Жуком, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным и др.
Изучение профессионально компетентного учителя в зависимости от его творческих способностей раскрывается в трудах Т. В. Кудрявцева, Я. А. Пономарева, И. В. Страхова и др. Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В. В. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, М. М. Поташником, В. С. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. Жук, Н. В.Кухаревым, М. Н. Скаткиным, Г. И. Щукиной и др.
Актуальность развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ обусловлена наличием следующих противоречий:
1) Между задачами, которые стоят перед учителем на современном этапе развития общества и недостаточной готовностью педагога к их решению.
2) Между необходимостью развития профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в условиях внедрения ФГОС второго поколения и отсутствием программы управления этим процессом.
Теоретическое обоснование данного вопроса отражено в следующих теориях:
- Теории компетенции и компетентности педагогов (Л. М. Митина, Н. В. Кузьмина и др.);
- Теории развития школы как открытого социального института и динамики ее образовательной деятельности (В. И. Загвязинский, М. М. Поташник, Ю. А. Бабанский и др.);
- Теории профессиональной педагогической деятельности (В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, М. М. Поташник и др.);
- Концепции профессионального развития педагогов (Э. Ф. Зеер, Е.А. Климов, А. К. Маркова и др.);
- Компетентностный подход (А. В. Хуторской)