Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт – инструмент формирования новой педагогической культуры»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ –ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »
Четырина Анастасия Юрьевна
преподаватель
ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К. Д. Ушинский.
Педагогическая культура
— существенная составная часть общей культуры педагога, характеризующая степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Компоненты педагогической культуры
Педагогическое
мастерство
педагога
Совокупность важных
в учебно-воспитательной
работе личностных
качеств педагога
Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога
Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования
Широкий кругозор,
психолого-педагогическая
эрудиция и компетентность
педагога
Педагогическая
направленность в
личности педагога
Профессиональный стандарт - это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».
Профессиональные стандарты устанавливают обязательный минимум требований к квалификации и компетенции работника по конкретной профессии.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт является мотивацией для повышения педагогом своих профессиональных компетенций, использования информационно-коммуникационных технологий, повышения уровня его образования и квалификации.
Целью обучения и воспитания педагога являются ключевые компетенции и компетентности личности педагога, которые «обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме». Под компетенциями понимается - система теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.
Критериипрофессиональнойкомпетенции
Интеллектуально-педагогическая
Регулятивная
Саморазвития и самообразования
Информационная
Коммуникативная
Относительно другой составляющей педагогической культуры, а именно, профессионально-педагогического и творческого педагогического мышления, профессиональный стандарт педагога предусматривает наличие, а также формирование и развитие когнитивных свойств педагога, таких как планирования, моделирование процесса обучения, рефлексия, поиск новых способов воздействия на учебную деятельность обучающегося и его личность и т.д.
К деятельностному компоненту педагогической культуры, который предполагает творчество, научно-исследовательскую деятельность, культуру профессионального поведения педагога, профессиональный стандарт педагога также предъявляет определенные требования. Учитель должен владеть инновационными формами и методами обучения, включая информационные технологии, использовать разные формы и методы контроля, уметь объективно оценивать знания учеников.
В рамках профессионального стандарта педагога декларируется стратегия непрерывного образования и одним из главных профессиональных качеств педагога признается «умение учиться», что подразумевает осознание педагогом потребности в самообразовании и наличие внутренней устойчивой мотивации к учению и ведет к более высокому уровню и качеству квалификации учителя, а, следовательно, и уровню его педагогической культуры.
Нравственно-мировоззренческие и эстетические предпосылки профессионально-педагогической деятельности педагога характеризуют духовный мир личности. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, на основании которых необходимо формировать его профессиональный установки и готовность помочь каждому ребенку, уметь общаться с детьми, сотрудничать с другими педагогами и родителями в решении воспитательных задач, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу и т.д.
Одной из особенностей профессионального стандарта является отсутствие жесткой регламентации деятельности педагога, увеличение роста свободы и ответственностям педагога за результаты своего труда, что призвано содействовать активному вовлечению педагога в решение задач повышения качества образования.
Рефлексия
Рассмотрев такие понятия как «педагогическая культура», «профессиональный стандарт педагога», а также все составляющие педагогической культуры как интегрального образования выявили взаимосвязь между профессиональным стандартом педагога и педагогической культурой. Профессиональный стандарт педагога, определяет требования к уровню квалификации учителя, тем самым обозначает горизонты формирования, развития и совершенствования педагогом своей педагогической культуры.