kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. Пантеон богов Древней Греции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и его супруга Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры* охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающие врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо,  и льется с него золотой свет. Ни доджя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Пантеон богов Древней Греции»

Тема проекта:  «Мифы Древней Греции». Пантеон богов Древней Греции. г. Жезказган, средняя школа № 3 Альмишева Ляззат Шайзаевна, учитель казахского языка и литературы.

Тема проекта: «Мифы Древней Греции».

Пантеон богов Древней Греции.

г. Жезказган, средняя школа № 3

Альмишева Ляззат Шайзаевна,

учитель казахского языка и литературы.

І глава. Введение. Древняя Греция. Античная мифология.

Античной (от латинского слова «древний») мифологией называют мифологию древних греков и римлян. Но римляне лишь позаимствовали весь пантеон греческих богов, присвоив им римские имена. Так, Зевс стал Юпитером, Посейдон-Нептуном, Аид-Плутоном, Гера-Юноной, Афродита-Венерой, Артемида-Дианой и.т.д. Греческая мифология существовала в далеких тысячилетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. К числу древнейших мифов относят те, где женщина играла важную роль в жизни своего рода или общины. О былом величии и главенстве женщин говорят такие образы богинь, как Гера, Афина и Лето. Гера, жена Зевса, находится в постоянной оппозиции к своему могущественному супругу. Она вдохновляет и подбивает на сопротивление Зевсу его брата Посейдона; вопреки запрету мужа помогает грекам в Троянской войне; преследует земных женщин и их детей от Зевса. Афина Паллада третья дочь Зевса неизменно остается мудрой-богиней-воительницей. Именно ей, деве, а не кровожадному богу войны Аресу принадлежит честь покровительницы героев, вдохновляющей их на подвиги. При этом воинственность Афины всегда сдержанна и знает свои пределы. Что касается богини Лето, то само ее имя-до греческого происхождения-означает «жена» или «мать». Богиня Лето прославляется во всех мифах как мать божественных близнецов-Аполлона и Артемиды. О былом влиянии женщины говорит и тот факт, что бог Аполлон всегда именуется летоидом (то есть сыном богини Лето), как будто у него нет отца, великого Зевса. Несомненным подтверждением былого величия женщины, главы и защитницы рода, являются также мифы об амазонках. Это женщины-воительницы, ведущие свое происхождение от самого бога войны Ареса. Они обитают где-то в малой Азии на берегах рек или вблизи Кавказских предгорий и озера Меотиды (нынешнее Азовское море). Классическая мифология знает амазонок как союзниц троянцев в войне с ахейцами (одно из наименований древних греков), герой которых Ахилл убил царицу амазонок Пентесилею. В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, державших в плену героев и завораживающих их, также сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине. Таковы истории о волшебницах Кирке и Медеи, нимфе Калипсо и Великой матери богов, почитавшейся под многими именами, одно из которых Рея-мать Зевса.

Эти примеры показывают, как давно исчезнувшие формы жизни (матриархат) продолжают существовать в устойчивой мифологической традиции, вступая в неизбежный конфликт с новыми формами жизни, когда главенствующая роль в обществе переходит к мужчинам (патриархат). И так же, как на земле среди людей власть перешла к мужчинам-вождям, то же самое происходит и в мифологии, где под властью одного владыки Зевса объединились все греческие боги. А поскольку местом их обитания была гора Олимп в Фессалии (Северной Греции), их стали называть олимпийскими богами или олимпийцами. И сам классический период мифологии также по праву именуется олимпийским или фессалийским.

Под владычестовм Зевса мир приобретает вполне упорядоченное единство, именуемое космосом (греч. Cosmos –порядок, красота). Все, что происходило на Олимпе-разделение власти и сфер влияния, заключение браков, рождение детей,-также вело к усилению власти Зевса. В каждом новом браке Зевс приобретал новое качество. Так, брак с дочерью древнего бога Океана океанидой Метидой (греч. Metis-мысль) приумножает его мудрость, брак с богиней Фемидой (греч.Themis-установление, нечто законное) делает его справедливым, имеющим право вершить суд над людьми и богами. От брака с титанидой Мнемосиной (греч. Mnemosyne-память) родились девять сестер, именуемых Музами.

Другая часть историй классической мифологии посвящена так называемым героям-детям или потомком божества и смертного человека. Олимпийские боги создают поколение героев, вступая в брак со смертными. Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая их жизнь, внося в нее справедливость и закон. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, несмотря на попытки некоторых богов или богинь сделать своих детей неуязвимыми через закливание огнем или водой. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Жизнь героя-это бесконечное преодоление испытаний и трудов, жизнь, наполненная несправедливостью, лишениями и страданием.

С течением времени менялся и сам характер героизма: более ранний героизм связан с физическими подвигами-уничтожение чудовищ (подвиги Персея, Ясона, Тесея и, конечно же, Геракла). Геракл-величайший герой греческих сказаний. В мифах рассказывается, что Геракл совершил множество подвигов на благо людям. Это был герой-труженик, любимый герой греческих крестьян и ремесленников.

Поздний героизм связан с интеллектуальными функциями героев, среди которых великие мастера и строители (Дедал), певцы и музыканты (Орфей), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей).

Подвиги героев, как правило, совершаются не без помощи или подсказки божественных родителей. Но в то же время соперничество или неприязненные отношения между богами отрицательно влияют на судьбу героев. Так, Геракла всю жизнь преследовала ревнивая Гера. Ипполит погиб из-за спора богинь Афины и Артемиды. Буйный Посейдон преследует Одиссея вопреки мудрой Афине. Вера в героев у древних греков была настолько сильна, на их условные могилы приносили жертвы, как богам, у них просили помощи в трудное время.

Учащиеся любят греческие мифы, они увлекательны и интересны. В мифах, как и в сказаниях других народов, много преувеличений и вымысла. В них рассказывается о добрых и злых великанах, волшебницах, о страшных чудовищах, о подземном царстве мертвых, о богах, которые вмешиваются в жизнь людей. Миф-один из источников наших знаний о жизни греков в древности. Мифы являются источником, позволяющим многое узнать о древнейшем периоде в истории Греции. Природа Греции совершенно иная, чем природа в странах древнего Востока: Египте, Вавилонии, Индии, Китае. Греция-страна горная и морская. Больших рек в ней нет. Населению Древней Греции не нужно было рыть каналы и строить плотины. Почвы Греции каменисты и малопригодны для занятия земледелием. По мере того как население страны росло, греки стали страдать от недостатка продовольствия.

ІІ глава. Пантеон богов Древней Греции.

В классической мифологии принято говорить о двенадцати олимпийских богах. Это: Зевс и Гера (третья законная жена)-верховные владыки Олимпа, богиня Деметра (покровительница земледелия), Гестия (хранительница домашнего очага), дети Зевса-Афина (мудрость), Аполлон (искусство), Артемида (охотница), Афродита (любовь и красота), Арес (необузданная воина), Гефест (кузнец), Гермес (посланник, покровитель путешественников), Дионис (бог плодородия). Братья Зевса Аид и Посейдон не входят в это число, поскольку их сфера обитания-подземный и водный миры, а не Олимп.

Повелителя морей Посейдона изображали могучим мужчиной, в расцвете сил, с горделивой и величавой осанкой. В руках у него трезубец (конец которого на статуе обломан): взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем-взымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря

Артемида была богиней-охотницей, ей молились греки перед охотой; изображали ее стройной и сильной девушкой, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, с луком и колчаном стрел за плечами.

Братом Артемиды, по греческим мифам, был вечно юный красавец Аполлон-бог искусства (в Греции искусство было настолько развито, что понадобился специальный бог, его покровитель). Аполлон был и богом света; золотыми стрелами грозит он всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе до наших дней не сохранился).

Прекрасен и Дионис-один из самых почитаемых народом Греции богов, он покровитель важнейшей отрасли хозяйства-виноградарства и виноделия. Изображали его в венке из виноградных листьев, со спелыми гроздьями винограда в руках. Миф рассказывает, что по всей земле бродит Дионис с шумной толпой своих спутников. Это лесные боги-хвостатые, козлоногие и козлоногие сатиры. Веселое шествие движется под звуки флейт и свирелей.

Богиня победы была постоянной спутницей Зевса. Греки изображали Нику с крыльями-победа может улететь от того, кто не сумеет ее удержать.

Происхождение мира и богов.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса- весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли-Гея. Ширкок раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачнй Тартар-ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь-Эрос.

Уран-Небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей-могучих, грозных титанов-было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь-океанид. Титаны же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце-Гелиоса, Луну-Селену и румяную Зарю-разоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточнй Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу-и трех громадных, как горы, пятиддесятиголовых великанов-сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Старадала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее нелрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг отца и отнял у него власть.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и проив него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Ерон: Гестию*, Деметру*, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона*.

Рея не хотела потреять и последнего ребенка. По совету своих родителей, Урана-неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокоой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал, юные куреты*, охранявшие пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

* Крон-всепоглощающее время (хронос-время).

* Зевс-римский Юпитер.

* Гестия-богиня жертвенного огня, дающая рост всему на земле и плодородие нивам, благославляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы-Церерой.

* Гера, Аид, Посейдон-уримлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.

* Куреты-полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами.

Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была та борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону встали и некоторые титаны, а первыми-титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Оны выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров и призвал их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступали к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содоргался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и ошлушительно рокочущие громы. Огонь охавтил всю землю, моря кипели, дым и смард заволокли все густой пеленой.

Наконец титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу встали сторукие великаны-гекатонхейры, чтобы не выравлись на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс , окруженный сонмом богов. Здесь и его супруга Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры* охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающие врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни доджя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в свих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера , жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой гормовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом.Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных кряльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар-пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы* услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

* Оры (горы)-дочери Зевса и Фемиды, богини времен года Эвонмия, Дикэ и Эфрена.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на Земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом-зло. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей-удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния и сотрясается высокий Олимп.

Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют богини судьбы-мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса в его руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни.Оборвется нить-и кончтся жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенный мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток. А что занесено в свиток судьбы, то неижбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

______________________________________________________

(*хариты-дочери Зевса и океаниды Эвриномы. Богини красоты и изящества. Музы-девять дочерей Зевса и Мнемосины. Богини поэзии, искусства и наук).

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ-защитница правды и враг обмана. Есть и еще на Олимпе богиня судьбы-это Тюхе, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которй был вскромлен Зевс, сыплет она дары людьям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхе, только что дававшая ему дары, Так чарит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во все мире.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ-защитница правды и враг обмана.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы-это Тюхе, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которй был вскромлен Зевс, сыплет она дары людьям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхе, только что дававшая ему дары,

Так чарит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во все мире.

Три тысячи сыновей-речных богов, и три тысячи дочерей-океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечно катящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

Три тысячи сыновей-речных богов, и три тысячи дочерей-океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечно катящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громоверждца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца нерея, которую похитил Посуйдон у ее отца. Он увидел однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец дельфин открыл ему ее убежище. За эту услугу Поскдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живет Амфитрита с мужжем своим Посейдоном в подводном царстве. Высоко над доворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушных его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, расступаются вечно шумящие волны. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, то словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами-и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть сллышно плещется у берега-синее, беспредельное.

Все моря и все земли обтекает седой Океан-бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожит его сердце дела земли.

Царство мрачного Аида

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты*. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела*, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.

Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии*. Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника, не дают ему ни минуты покоя и трезают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога сновторный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носитя в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги ложных снов: они вводят человека в заблуждение и часто веддут его к гибели.

*Леты-отсюда выражение «кануло в Лету», т.е. забыто навсегда.

* Асфодел-дикий тюльпан.

* Эринии в переводе на русский язык значит «гневные».

Гера Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благославляет мать во время рождения ребенка. После того как Геру, ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Громовержец Зевс увидел ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одезды, и она сияла своей величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом торне рядом с Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера

Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благославляет мать во время рождения ребенка.

После того как Геру, ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Громовержец Зевс увидел ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одезды, и она сияла своей величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом торне рядом с Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило Геру и Зевса.

Афина Паллада*.

Самим Зевсом рождена была богиня Афина Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богтини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергент его с престола и отнимет у него власть над мирлм. Испугался Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, клторую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина.

Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясала Афина своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу и до самого основания потряс Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной крастотой. Славили боги рожденную из головы отца Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину палладу.

Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Она охраняет города, крепости и их стены, дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. Девушки Греции чтят Афину за то, что она учит их рукоделию.

* Афина (у римлян Минерва)-одна из наиболее почитаемых богинь. Афина-хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба,-так называемый палладиум; считалось, что она охраныет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также покровительницей науки.

Афродита*

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветер принес ее на остров Кипр*. Там окружили юные оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканную одежду и увенчали венком из благоухмющих цветов. Пышно расзастались цветы там, где ступала богиня Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Не изнеженной, ветренной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита-олицетворение красоты и вечной юности. Когда она идет в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче мветит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса, стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее золотые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

* Афродита (у римлян Венера)-первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (у римлян Амур, или купидон)-ее сын.

* По острову Кипру Афродиту чато называли Кипридой.

Эрот. Гименей.

Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как и у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник-сын Афродиты Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его-маленький золотой лук, за плечами-колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот, как стрелок он не уступает самому стеловержцу Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется.

Стрелы Эрота несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в мир сын Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла допустить это мать? Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые лбвицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

Есть еще один помощник и спутник у Афродиты-это юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать им радость в жизни.

Аполлон и музы.

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на отсрове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным герй дрконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступала Латон на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пстынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Уныло поднималтсь скалы Делоса, обнаженные, без мальейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делосе богини, поднося амброзию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой* в руках, с серебрянным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины*,- постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствеут хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следует Каллиопа-муза эпических поэзии, Эвтерпа-муза лирики, Эрато-муза любовных песен, Мельпомена-муза трагедии, Талия-муза комедии, Терпсихора-муза танцев, Клио-муза истории, Урания-муза астрономии и Полигимния-муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор,и вся природа,как зачарованная, внимает их божественному пению. Когда же Аполллон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкают все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когода же Аполлон весело удареяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом-все участвуюют в веселом хороводе, а впреди идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполллона. * Мнемосина-богиня памяти. * Кифара-древнегреческий струнный щипковый инструмент.  Каллиопа Эрато Мельпомена Эвтерпа Талия Полигимния

Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когода же Аполлон весело удареяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом-все участвуюют в веселом хороводе, а впреди идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполллона.

* Мнемосина-богиня памяти.

* Кифара-древнегреческий струнный щипковый инструмент.

Каллиопа

Эрато

Мельпомена

Эвтерпа

Талия

Полигимния

Орфей и Эвридика.

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нем шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счатье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на роянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг ее ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие черные крылья-это Смерть уносила Эвридику в подземное чарство.

Велико было горе Орфея. Он ушел от людей и целые дни проводил один, скитаясь пл лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнезда, камни сдвигались поближе. И все слушали, как он тосковал о своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

-Нет, не могу я жить без Эвридики!-говорил он.-Не мила мне земля без нее. Пусть и меня возьмет Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с любимой!

Но смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мертвых.

Долго искал он вход в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашел ручеек, который тек в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошел до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мертвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя-это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мертвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заплонили лодку. Орфей стал просить Харона:

- Перевези и меня на тот берег!

Но Харон сказал:

-Только мертвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрешь, я приеду за тобой.

-Сжалься!-молил Орфей. –Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле. Я хочу увидеть мою Эвридику.

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песней. Орфей вошел в лодку, и Харон послушно перевез его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетелись тени мертвых. Смело шел Орфей по безмолвному царству мертвых, и никто не остановил его.

Так дошел он до дворца повелителя подземного царства-Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

Со сверкающим мечом в руке, в черном плаще, с огромными черными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные ддела.

В темных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоящих перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мертвых: Ламию, которая крадет по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти-бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих легких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться,-даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел еще вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из ее прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.

Певец замлок, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:

- Чего ты ищешь, певец, в царстве мертвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей сказал:

- Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твое царство,-никто из смертных не может избежать ее. Но я, живой, сам пришел в царство мертвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она еще так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила...Отпусти, повелитель, ее на землю! Дай ей еще немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь все равно после она вренется к тебе!

Так говорил Орфей и просил Персефону:

- Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!

- Пусть будет так, как ты просишь!-сказал Аид Орфею.-Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести ее с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать...

- Все, что прикажешь!-воскликнул Орфей. –Я готов на все, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!

-Ты не должен видеть ее, пока не выйдешь на свет,-сказал Аид.-Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на нее. Оглянешься-потеряешь ее навеки!

И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мертвых. Как дух миновал он страну Смерти и тень Эвридики шла за ним.

Они вошли в лодку Харона и он безмолвно перевез их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх на землю.

Медленно поднимался Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной словно никто не шел за ним. Только сердце его стучало: «Эвридика! Эвридика!».

Наконец впереди стало светлеть близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже все стало ясно видно вокруг.

Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идет ли за ним? Забыв все на свете, остановился Орфей и оглянулся.

- Где ты Эвридика? Дай взглянуть на тебя!

На мгновенье, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо...Но лишь мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, расстаяв во мраке.

- Эвридика?!

С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришел на берег черного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.

Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь-Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.

Пигамалион.

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так, дала она счастье кипрскому художнику Пигамалиону. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей слоновой кости статую девушки, необычайной крастоы. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось она дышит; казалось, что вот-вот она задвигается и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов.

Как часто шептал Пигамалион:

- О, если бы ты была живая, если бы ты могла отвечать мои речи, о, как был бы счаслив: Но статуя была нема.

Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и с мольбой прошептал:

- О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и-о, счастье, о, радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь так дала богиня Афродита красавицу жену Пигмалиону.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация. Пантеон богов Древней Греции

Автор: Альмишева Ляззат Шайзаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Боги Олимпа (религия древней Греции)"
    ["seo_title"] => string(36) "bogi_olimpa_religiia_drevnei_gretsii"
    ["file_id"] => string(6) "570607"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610997372"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конструкт урока на тему "Боги и герои Эллады" "
    ["seo_title"] => string(47) "konstrukt-uroka-na-tiemu-boghi-i-ghieroi-ellady"
    ["file_id"] => string(6) "199104"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428512121"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Верования древних греков"
    ["seo_title"] => string(28) "vierovaniiadrievnikhghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "275262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452534589"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ОРКСЭ Возникновение религий"
    ["seo_title"] => string(31) "orkse-vozniknovieniie-rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "287358"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454480456"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""жизнь в Римской империи" "
    ["seo_title"] => string(24) "zhizn-v-rimskoi-impierii"
    ["file_id"] => string(6) "147822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419503147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства