Возникновение религий.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.
Задачи урока:
- Воспитательная: воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга;
- Образовательная: выяснить причины возникновения и особенности первых религий, дать общее представление об иудаизме; формирование понятий: пантеон, многобожие, единобожие, заповеди, Завет, Иерусалимский храм; новые имена: Авраам, Моисей;
- Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, развитие умения работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Оборудование:
- учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
- электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
- карточки для игры «Найди ошибку»;
- демонстрационные карточки-термины и имена;
- карта «Религии мира»;
- тетради учащихся.
- Оргмомент. (Звучит музыка, дети входят в класс и рассаживаются по местам… и получают в подарок клей-карандаш).
- Беседа с учащимися:
- Что такое религия?
- Какие религии вы знаете?
- Какие религии считаются традиционными для России?
- Люди каких религий живут в нашем крае? Селе?
- Что такое культура?
- Как религия влияет на культуру?
- Какие 2 формы культуры вы знаете?
- Чем материальная культура отличается от духовной?
- Приведите примеры духовной культуры.
- Приведите примеры материальной культуры.
- Творческое домашнее задание:
- Папка-презентация «Памятники материальной культуры» (Юречко Н.),
- Папка-презентация «Памятники духовной культуры» (Шахова А.).
- Игра «Найди ошибку».
(Учащиеся 3-х команд получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки, опередив по времени команду-соперницу).
Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.
- Выступление учителя «Первые религии».
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Ученые находят захоронения древних людей, сделанные с любовью и заботой. (Учитель обращает внимание детей на реконструкцию захоронения на стр.10). Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.
- Обсудим вместе:
- как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?
Со временем, на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
- Обсудим вместе:
- Ребята, почему древние люди заботились о душах своих предков?
- Что такое «пантеон»? «Многобожие»?
- Каких древних богов вы знаете?
- Выступление учителя «Иудаизм».
Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и послился в земле Ханаан, обещанной ему Богом (в наше время это территория государства Израиль, Палестинской автономии, частично Сирии и Ливана). С тех пор иудеи зовут эту землю ЗЕМЛЕЙ ОБЕТОВАННОЙ (обещанной). Через некоторое время здесь начался голод, и потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Со временем евреи оказались на положении рабов: выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.
Моисей повел свой народ обратно в ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.
Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме ХРАМ . Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в другое царство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи вернулись в Землю Обетованную и заново отстроили храм. Однако нашествия продолжались, и в конце концов власть над землями иудеев перешла в руки римлян.
- Обсудим вместе:
- У какого народа возникла вера в Единого Бога?
- Кто является родоначальником евреев?
- Как евреи оказались в Египте?
- Кто помог евреям вернуться в Землю Обетованную?
- Что такое Завет?
- Закрепление знаний (работа с тренажером).
- Словарная работа:
- Пантеон – многообразие богов.
- Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
- Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
- Завет – договор иудеев с Богом.
- Рефлексия. Ученики вместе с учителем проговаривают слоган:
- русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир!
- ты татарин, русский я, но мы добрые друзья!
- все в России мы живем, Иргаклы – наш общий дом!
- Домашнее задание:
- Прочитай и перескажи родителям или другим взрослым материал урока 4,
- Запомни слова: «пантеон», «многобожие», «единобожие», «завет»,
- Почему древние люди заботились о душах своих предков?