Автор: Долгов Сергей Александрович,
учитель истории и обществознания.
МКОУ Каменнабродская СОШ
Ольховского района
Волгоградской области.
Тема: «Жизнь в Римской империи»
(5 класс по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера )
Цель: доказать, что во времена империи (конец 1-ого века до н.э. – 5 века н.э.) искусство Рима прославляло императора и его власть, развить умение слушать, уважительно относиться к мнению другого человека, умению отстаивать свою точку зрения, толерантность в мировоззренческих позициях, уметь работать с текстом учебника, видеоинформацией, отбирать необходимую информацию.
Задачи: - организовать индивидуальную и коллективную работу обучающихся по анализу, синтезу и сравнению учебного материала с целью получения нового знания;
- развить умение устно излагать ответ в изменяющейся ситуации;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие с элементами ролевой игры.
Оборудование: карта «Римская империя в I-III веках н.э.», презентация на тему «Рим столица империи».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Так как сегодня у нас не простой урок, а урок путешествие, давайте представим, что приехали мы из разных стран, ранее бывших независимыми, а теперь ставшими римскими провинциями. Например, одна группа приехала из – Египта, другая – из Греции, третья – из Испании, четвертая – из Галии, пятая – из Малой Азии. Каждая группа самостоятельно решит, кто вы будете в этом путешествии – служащие приехавшие искать должность; земледельцы, утратившие своё хозяйство; войны, желающие наняться на службу; учёные и писатели, жаждущие новых знаний. Определитесь со своим выбором.
Но в Рим приезжает и приходит множество людей. Для приезжих всё интересно! Слушай и смотри внимательно! После экскурсии вам будут заданны вопросы. А домашние задание будет особенным. А вот каким – узнаете после нашей экскурсии.
II. Изучение новой темы.
Слайд 1.
«Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян.»
Слайд 2.
До нашего времени дошла поговорка «Все дороги ведут в Рим».
Что она означала? Почему сохранилась до наших дней?
Слайд 3.
Общий вид Рима. Город Рим возник на Аппеннинском полуострове, на левом берегу реки Тибр в 10-8 в. до н.э.
Слайд 4.
Карта Римской империи. На её фоне Рим. Росло Римское государство. Богаче и красивее становилась его столица, раскинувшись на семи холмах в эпоху империи.
Слайд 5.
Палатинский холм. Дворцы, статуи богов и императоров, триумфальные арки и колонны в честь победителей.
Слайд 6.
Амфитеатр Флавиев Колизей – самое значимое и величественное зрелищное сооружение Древнего Рима. Построен в 75-90 гг., рассчитан на 50 тыс. зрителей, имеет форму эллипса (156*198 м.), на арену ( «арена» - в переводе песок) одновременно выпускали до 3 тыс. пар гладиаторов. Основные конструктивные элементы – своды и арки.
Слайд 7.
Арка использовалась при строительстве Акведуков, чтобы доставлять в города Империи чистую воду из горных источников. В самом Риме во 2-5 вв. н.э. работали 11 водопадов. Гардский мост в Южной Франции, длинна 50 км. (Лучше всего сохранился).
Слайд 8.
Римляне заимствовали арку у греков и очень широко её применяли. Арка использовалась для создания триумфальных памятников – монументальных сооружений, возведенных в честь побед, триумфов императоров и полководцев.
У входа на римский Форум в 81 году в память победы над восставшей Иудеей установлена триумфальная арка Тита.
Слайд 9.
В 118-125 гг. в Риме Аполлодором Даманским воздвигнуто одно из самых значительных сооружений империи – храм Пантеон императора Адриана. Высота здания – 43.7 м., диаметр грандиозного купола почти равен высоте – 43.2 м.. Купол выполнен в виде точной полусферы. Пантеон – самая грандиозная постройка античности.
Слайд 10.
Архитектурный ансамбль Рима – Форум Траяна. Построен также Аполлодором Даманским, во 2 веке. В композицию вошли общественные постройки ( здания рынка, библиотеки), храм Траяна.
Слайд 11.
В 1 в. появляется новый тип общественных зданий - термы- общественные бани, рассчитанные на 2-7 тысяч человек. Это был огромный комплекс – бассейны, вестибюли, парадные залы, библиотеки. До наших дней сохранились грандиозные руины терм императора Каракаллы (211-216 гг.), площадь которых 11 га.
Слайд 12.
Большинство бедняков не искало работы: императоры, боясь восстаний, раздавали бесплатно хлеб и устраивали различные зрелища. «Хлеба и зрелищ!» - требовала праздная публика. И не театр её привлекал, а амфитеатр или Большой цирк, где устраивались конные бега.
Слайд 13.
Богачи жили в большой роскоши во дворцах. Бедняки ютились в арендованных у богачей комнатах и коморках многоэтажных домов. Об этом мы узнаем из вашего учебника. Прочтём на страницах 264-265.
Слайд 14.
Были и другие города: Александрия Египетская, Антиохия на Оронте (Сирия), Эфес в Азии, Коринф в Греции, Карфаген в Северной Африке, Толето (совр. Толедо) на Пиринейском полуострове, в Галии – Лугудун (совр. Лион) и др. Но – «Все дороги ведут в Рим». И сухопутные, и морские. Потому, что в 1-3 веках Рим стал центром Средиземноморской империи. Правителям Империи хотелось верить, что РИМ будет ВЕЧНЫМ ГОРОДОМ, как их держава.
Слайд 15.
А теперь проверим, какими внимательными были наши туристы. Для «приехавших из Греции»:
Кому подражали римляне в своих архитектурных формах? Объясните, почему так? (Греция была завоевана римлянами во 2 в. до н.э.; но завоеватели многое заимствовали из культуры греков)
Для «приехавших из Египта»:
Почему императоры уделяли большое внимание обустройству Рима? Имеет ли ответ отношение к истории вашей страны? (Императоры желали добиться народной любви, прославить свою власть. Так же поступали и фараоны Египта)
Для «приехавших из Испании»:
Говорили, что император Октавиан Август принял Рим каменным, а оставил … Предположите окончание фразы. Объясните её. (Говорили, что император Октавиан Август принял Рим каменным, а оставил мраморным. Перестройка Рима происходила во времена империи)
Для «приехавших из Галлии»:
Какие строительные новации использовали римляне? Используются ли они в вашей стране? (Новации в архитектуре были АРКА и КУПОЛ. У галлов подобного строительства не велось. Они долгое время считались варварами.)
Для «приехавших из Малой Азии»:
Куда вели все крупные дороги Рима? Почему так ? предположите, что было точкой их отсчёта? (Все крупные дороги вели в Рим – столицу Средиземноморской империи. Все дороги вели отсчет от Римского форума.)
Слайд 16.
А с какой целью «приехали» в Рим Вы?. Думаете Выши цели осуществятся.
Слайд 17.
Домашнее задание: параграф 57-58, читать, пересказывать. Составить рассказ на тему «Один день в Риме»