Рефлективный отчет по проведенному уроку
«Работа силы, действующей в направлении движения тела»
Цель урока: К концу урока учащиеся смогут рассчитывать величину работы, совершаемой при перемещении тела горизонтально, и применят свои знания при решении двух задач.
Проблема наших детей в том, что они не умеют логически мыслить, так как они привыкли к механическому выполнению заданий, поэтому на своих уроках я решил применять стратегии критического мышления.
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других (руководство для учителя, стр. 170).
Шанк и Циммерман (1994) делают акцент на формировании самостоятельности детей в процессе мониторинга и контроля своего обучения. Желание самостоятельно работать и развиваться определяется авторами как важный аспект метапознания.
Урок я начал с психологического настроя, ученикам был представлен ролик «очень красивое видео». Все смотрели заворожено и тихо. Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.
После психологического настроя я провёл тренинг «В чём мне повезло в этой жизни», целью которого стало повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Не всем учащимся было легко высказать свои мысли вслух, но всё таки у большинства это получилось. Меня сильно удивило то, что даже Рахимжан и Дима высказали свои мысли, хотя раньше я от них этого никогда не слышал.
После тренинга ребята расселись по группам, сформировав группы по любимым животным. Получилось четыре микрогруппы (четыре, четыре, три, три). С помощью объяснения смысла пословиц и поговорок о работе я подвёл учащихся к теме урока – Работа силы, действующей в направлении движения тела. После объявления учителем темы и цели урока я предложил учащимся составить критерии успеха, которых они должны будут достигнуть к концу урока. Получилось не совсем хорошо, так как учащиеся не привыкли и этого делать и никогда не делали. Но, общими усилиями, мы справились, и критерии успеха были записаны на доску.
Для изучения нового материала я предложил детям использовать приём «Инструкции», при котором после индивидуального чтения параграфа учебника в группе выбирался лидер, которого группа должна была подготовить по вопросам, составленным тут же. Этот метод я практикую впервые, и учащиеся его тоже не знают, поэтому пока получилось недопонимание. Но всё таки, ребята справились, и после работы лидеры групп выступили перед аудиторией, отвечая на вопросы других групп. Пока что в основном ученики задавали все вопросы на первые три ступени Таксномии Блума. Толстых вопросов не было. Но я надеюсь, что на следующих уроках будет лучше.
После изучения новой темы я дал ребятам время для выполнения записей в рабочих тетрадях по новой теме (формулы, определения)
Следующим этапом урока явилось закрепление новой темы – а именно – индивидуальное решение двух задач, предложенных мною на слайде. Дети решали задачи самостоятельно, однако не все справились с заданием. После решения я предложил на презентации критерии оценивания решённой задачи по физике, и вот тут, я считаю, я допустил ошибку. Нужно было предложить критерии оценивания до решения задач, чтобы они знали, что именно будет проверяться и по каким параметрам будет выставляться оценка. На последующих уроках я исправлю эту ошибку.
После решения задач я применил взаимооценивание в парах. Учащимся нужно было обменяться тетрадкой с партнёром, проверить решённые задачи по критериям оценивания и подчеркнуть ошибки (ОдО), для того чтобы дома ученик мог разобраться и правильно выполнить задание.
В конце урока я предложил учащимся домашнее задание: П. 51, составить 3 вопроса по параграфу (письменно, с ответами в рабочих тетрадях), Упражнение 30, задача №2.
По результатам обучения я предложил учащимся ответить на вопросы рефлексии: 1) Что необычного (плохого, хорошего) я сегодня увидел на уроке? 2) Что мне было особенно сложно (легко) выполнить? 3) Что я ещё хотел бы узнать по данной теме?
При проведении урока были использованы модули: Новые подходы в обучении, Критическое мышление, ИКТ, ОдО и ОО, Обучение в соответствии с возрастными особенностями. Весь урок сопровождался электронной презентацией PowerPoint.
В дальнейшем я планирую применять использованные модули на уроках, особенно удобно использовать модуль критического мышления в 7 и 8 классе, где много теоретической интересной и не сложной информации.