Просмотр содержимого документа
«Презентация "Метапредметность - основа образования"»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД
КАК ОСНОВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей.
В. В. Давыдов
Выступление на заседании МО учителей истории и обществознания
Даутовой Г.И.
Причины отказа от традиционных форм и методов образования
Увеличение уровня неопределенности окружающей среды.
Многократное увеличение всех информационных потоков.
Идеологический вакуум.
Возрастная динамика протекания всех процессов.
Цель метапредметности– создание целостной картины у школьников
Человек 21 века должен уметь:
сосуществовать (толерантность, культура речи);
уметь учиться (непрерывное обучение);
умение работать (решать сложные жизненные ситуации);
умение жить (самостоятельно организовать свою деятельность, быть адекватным)
5важных коммуникаций:
Политическая и социальная компетентность (быть гражданином своей страны).
Способность к жизни в поликультурном мире.
Коммуникативная культура (знание родного языка и иностранного).
Компьютерная грамотность.
Способность учиться.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным основам мышления —
«знание», «знак», «проблема», «задача».
Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы которые лежат поверх учебных предметов, и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом
метапредмет «Знак»
Способность схематизации
Освоение специальных приемов работы со схемами на разных предметах
Умение графически изображать и мыслительно видеть содержание учебных предметов
Умение выразить с помощью схем, то что понимают или хотят сказать
Результат:
Исчезает проблема заучивания больших массивов учебного материала
метапредмет — «Знание»
блок способностей
способность работать с понятиями
идеализационную способность
систематизирующую способность
управлять процессом познания
(умение выделить то,
что не знают)
Результат:
Развитие универсальных способностей: понимание, воображение, рефлексия
метапредмет «Проблема»
учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем
осваивают техники позиционного анализа
организовывать и вести
полипозиционный диалог
Результат:
Развитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
метапредмет «Задача»
получают знание о разных типах задач и способах их решения
формируются способности понимания и схематизации условий объекта задачи
формируются способности моделирования объекта задачи, конструирования способов решения
выстраивается процедура достижения цели
Результат:
Учащиеся овладевают процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, осваивают технику перевода проблем в задачи и т. д.
Список литературы для подготовки
«Метапредметного занятия»
1. Громыко Ю. В.Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. — М., 1998.
2. Громыко Ю. В.Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3. Громыко Ю. В.Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание симво-лов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.
4. Громыко Н. В.Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.
5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
6. Громыко Н. В.Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренин-гов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.
7. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.