Развитие метапредметных умений в логике системно-деятельностного подхода
Вначале нам необходимо разобраться с терминами в предложенной теме. Выделите, пожалуйста, понятия из темы и заполните таблицу:
понятие | Знаю, что это… | Не знаю | Хотел бы узнать |
Метапредметные умения | | | |
Системно-деятельностный подход | | | |
Метапредметность и метапредметы | | | |
Метапредметные связи | | | |
Требования стандарта и виды УУД | | | |
Уровни действий учащихся на метапредмете | | | |
Уровни действий учителя. Сценирование урока | | | |
Рефлексия и методы ее организации | | | |
Зачем я иду на урок | | | |
Цели современного образования | | | |
Деятельность | | | |
Системно-деятельностный подход | | | |
На протяжении первой части нашего педсовета Вы продолжите заполнять эту таблицу.
Разобрать, что такое метапредметные умения (презентация 1)
1 Задача метапредметных умений связать разрозненные знания, найти связи
2 Дальше я предлагаю Вам разобраться с понятиями
3-7Рассмотрим формы метапредметности: знание, знак, проблема, задача
8 Попробуйте составить задания из каждого метапредмета (учитывая интересы друг друга)
9 новые стандарты предлагают нам переориентироваться на формирование УУД
10 давайте еще раз вспомним, что такое метапредметы и метапредметные связи
11-12 метапредметы – это такая организация учебного процесса, которая предполагает формирование одинаковых способностей на всех школьных предметах
13-14 метапредметные связи – это организация учебного процесса, связанная с опытом детей и их непосредственной жизнью. Отсюда и формула связи: получение информации – преобразование ее в умение для конкретного действия – применение
Попробуйте составить метапредметную связь умения работы с текстом. Помните, что умение работы с текстом состоит из трех групп умений. Прочтите текст и составьте вопросы и задания к нему. Затем предайте свой листок соседней группе. Получив текст соседей, оцените задания.
15- 20 требования стандарта и метапредметность
21 - 26 сценирование урока, действия учителя и ученика
27-29 так что же такое метапредметный урок?
Презентация 2.
1 Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.
2 -7 Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На оперционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.
8 понятие «деятельность»
9-12 системно-деятельностный подход в образовании
Перерыв
2 часть:
1,2 2 часть будет посвящена сценированию урока открытия нового знания
3 В начале мозгового штурма предлагаю немного размяться
4 Сегодня мы с вами ознакомимся с уроком открытия нового знания
5 Этап мотивации
Проанализируйте анкеты, выделите претензии заказчиков, обоснованы ли они
Попробуйте ответить на вопрос: есть ли необходимость изменять отношения к образовательному процессу. Это необходимость или требования времени?
6 Этап актуализации
7-10 Какие требования к современному уроку предъявляются?
Какие, по вашему мнению, претензии справедливы и как их можно минимизировать?
11 Выявление затруднений в решении задачи
Каких знаний и умений на сегодняшний день вам недостаточно для сценирования урока в логике системно-деятельностного подхода?
12 Проект выхода
Какие методы решения проблем вы можете предложить,
какими методами активизации познавательных процессов вы владеете, какие реально работают?
Что необходимо делать учителям и администрации для решения проблем?
13 Реализация проекта
Составьте план ваших действий для преодаления затруднений, какая и чья помощь вам необходима
Составьте план мероприятий, семинаров школы для преодоления трудностей освоения системно-деятельностного подхода
14 Первичное закрепление
Какие требования к современному уроку предъявляются сегодня?
Какие типы уроков вы знаете?
Умеете ли вы составлять программу развития УУД?
15 самостоятельная работа
Проанализировав повторно анкетные данные, выделите проблемы, их причины и пути решения
16 повторение
17-19 Давайте еще раз пройдемся по алгоритму сценирования урока открытия нового знания
20 рефлексия
Заполнение таблицы
Умения | Узнал | Научился | Хотел бы научиться |
Сценирование урока | | | |
Работа с информацией на уроке | | | |
Система развития УУД | | | |
21-23 заключение уроки рефлексии и развивающего контроля (их структура)
Для справки
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
При системном анализе учитываются внешние и внутренние связи исследуемой системы, что подтверждается важнейшим принципом диалектики, принципом всеобщей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи, которое является общепринятым критерием системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему. Следовательно, для анализа любого объекта, явления или процесса, с точки зрения системы, следует определить их структуру, т.е. выделить элементы и взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы.
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Суть принципа системности можно свести к следующем положениям:
1. Целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания.
2. Взаимосвязь элементов любого объекта (предмета) и данного объекта с множеством других объектов. 3. Динамическая природа любого объекта.
4. Функционирование и развитие любого объекта в результате взаимодействия с окружающей его средой при примате внутренних закономерностей объекта (его самодвижения) над внешними.
В развернутом виде сущность системного подхода сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
- системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
- системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.