В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит "метапредметный" характер., а умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Поэтому на каждом уроке необходимо формировать и развивать умения смыслового чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы развития смыслового чтения»
Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
Моу «Турочакская СОШ»
Пахаева Н.Ф.
« Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели »
Иоганн Вольфганг Гете
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер, и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.
Основная образовательная программа основного общего образования в качестве обязательного компонента включает « овладение навыками смыслового чтения».
Из этого следует, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Обучение чтению
Чтение для обучения
В соответствии с ФГОС перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы:
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Смысловое (продуктивное) чтение
—вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста .
В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов,
Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность
Стратегии смыслового чтения
— различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
По определению Н. Сметанниковой , «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»*.
Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они
помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Типы стратегий смыслового чтения
(по Н. Сметанниковой)
стратегии предтекстовой деятельности (до чтения);
стратегии текстовой деятельности (во время чтения);
стратегии послетекстовой деятельности (после чтения);
стратегии работы с объёмными текстами;
стратегии компрессии текста;
общеучебные стратегии;
стратегии развития словаря.
Работа над текстом
до чтения
Работа с текстом
после чтения
Работа с текстом
во время чтения
4
Стратегии предтекстовой деятельности (до чтения)
Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и тем выше достигаемый им результат.
Работа над текстом до чтения
Цель этапа :
создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать
этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне
Предтекстовые стратегии
«Банк идей (гипотез)»
«Попробуй найти!»
« Мозговой штурм».
« Глоссарий »
« Батарея вопросов».
«Ориентиры предвосхищения »
«Верные или неверные утверждения»
Текстовая деятельность
(выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение,размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное)
Работа с текстом во время чтения
Цель этапа
достижение понимания текста на уровне содержания
стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные методы понимания текста
Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение).
Чтение про себя с вопросами.
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабыми учащимися).
Чтение про себя с пометками.
Способы чтения:
Опережающее чтение
Углубленное чтение
Выборочное чтение
Чтение-сканирование
Чтение вслух
Чтение про себя
Чтение по роля м
Чтение-изучение
Выборочное чтение
4
Просмотр
Способы обработки информации
«Инсерт»
Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
4
Способы обработки информации
Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём не говорил учитель на уроке.
Например , при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке.
4
Способы обработки информации
Проработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые местав доказательстве.
4
Способы обработки информации
Кроссворд заполняется при работе с текстом.
Данный подход позволяет использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.
Кроссворд может быть предложен ученикам и на стадии закрепления изученного материала в конце урока
Способы обработки информации
составление плана прочитанного
конспектирование (Учащимся на данном этапе можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде)
тезисы
Тема «Угол», математика 5 класс
План.
1 . Понятие угла.
2. Равные углы.
3. Развёрнутый угол.
4. Прямой угол.
Тезисы.
1.Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.
2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.
3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.
4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.
Составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.
Конспектирование материала учебника.
Словесная формулировка математического факта
Математический факт на языке чертежа
Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции.
Математический факт
на языке символов
ABCD – параллелограмм, AB=CD и BC=AD, A= C и B= D
Прием знак «вопрос» .
Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет.
Задача. (5 класс)
«На одной машине 4т груза, на второй в два раза больше, а на третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Поставь вопрос и реши задачу.»
Работа с текстом после чтения
Цель этапа:
достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного
Это – стадия рефлексии
Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его
Работа после чтения
«дерево знаний»
маркировочная таблица «ЗХУ»,
кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.
синквейн (происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк )
Работа после чтения
После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний».
Составлениемаркировочной таблицы «ЗХУ».
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
Что мы узнали
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Синквейн
Первая строка
тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным
Вторая строка
описание темы в двух словах, как правило, прилагательными
Третья строка
описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами
Четвертая строка
фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме
Пятая строка
одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы
Прием: Кластер
(Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.
Задача
Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?
Прием: Кластер (поиск пути решения задачи)
Задачи на движение
Время
Расстояние
Скорость
S=V*t
V=S:t
t=S:V
V=8км/ч
t=5ч
?
Синквейн (как домашнее задание)
Тема-предмет
Признак
Признак
Действие
Действие
Действие
Фраза
отношения
к
теме
Вывод
Синквейн
Движение
Встречное Противоположное
Читать Чертить Решать
Знаю формулу для решения
S=V*t
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».