Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся
Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В качестве примера предлагаем рассмотреть некоторые упражнения по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии ФГ учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся»
Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать - должно быть интересно» А. Н. Толстой
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотности учащихся. Впервые этот термин был введен всемирно известным российским ученым педагогики, психологии и лингвистики Алексеем Алексеевичем Леонтьевым.
Так что же такое функциональная грамотность и почему о ней в последнее время так много говорят?
Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, помогающий человеку решать проблемы в обществе.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Именно на этом этапе развития, дети развивают читательские компетентности и обучаются:
- правильному чтению;
-работе с текстами: извлечение из текста важной и необходимой информации, поиску в тексте ответов на конкретные вопросы;
- самостоятельному выбору литературы для чтения;
- работе с разнообразными информационными ресурсами;
- формированию суждений и умозаключений на основе прочитанного текста.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном, строить социальные контакты. Это нашло отражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он и не владеет».
Исходя из этого, работа по формированию функциональной грамотности речи реализуется в несколько этапов:
1 этап. Работа над «семантическим полем» слова.
2 этап. Работа над техникой чтения и объемом восприятия информации, получаемой через чтение.
3 Этап. Работа над смысловым чтением.
Фундаментом (1 этап) стала работа над словом, расширению стоящей за словом системы связей, на основе которой идет формирование фонематической стороны речи, развитие и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Занятия на втором и третьем этапе обучения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне.
Это успешно реализуется в интегрированных занятий по развитию речи, включающих физкультурную, музыкально-ритмическую, а также внеурочную и урочную деятельность учащихся.
Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом.
Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, призванных стимулировать мыслительную деятельность детей, обеспечивая новый поворот мысли ребенка.
При этом развиваются логическое, аналитико-синтетическое и образное мышление, творческое воображение учащихся, умение обобщать, делать выводы, а также совершенствуется опыт работы с понятиями.
Тексты, используемые в работе должны носить воспитательно-образовательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире.
На базе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов осуществляется многоплановая аналитико – синтетическая работа. Работа на основе фольклорного материала по меткому выражению К.Д. Ушинского «вводит детей в лучший народный язык.
Для обобщения знаний актуально использование приема «Синквейн». Составление «Синквейна» требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Работа такого рода способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.
В качестве примера предлагаем рассмотреть некоторые упражнения по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии ФГ учащихся.
Упражнение «Слово потерялось»
Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
Педагог читает текст, пропуская выделенные жирным шрифтом слова. Дети, следя за чтением учителя глазами и прочитывая текст про себя, должны по смыслу догадаться, какое слово «потерялось».
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: « Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: « Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
( Л. Н. Толстой)
Предложенные детям задания по тексту (пословицы) развивают внимание, мышление и нравственные качества учащихся:
Для кого сажал старик яблони?
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Жизнь дана на добрые дела. - Без труда нет и плода.
-Человека ценят не по словам, а по делам.
Упражнение «Назови цвет»
Упражнение помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Упражнение «Дырки от бублика»
Упражнение учит быстро узнавать слова в тексте, развивает смысловую догадку – ключевой навык для скорочтения, помогает лучше понять прочитанное.
Дети должны самостоятельно прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.
Кедр
В тайге растёт кедр. К…дровник любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…нью созр…вают к…дровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки и б…лки. Прил…тает и к…дровка. Зап…сливая птичка соб…рает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем к…дровочка прячет св…ё б…гатство в мох, дупла, в л…сную подстилку. В…сной в т…йге по…вляются м…лодые кедры.
Предложенные детям дополнительные задания по тексту способствуют развитию логического мышления, орфографической зоркости, уточнению понятия «родственные слова»:
Прочитайте текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. ( Кедр – хвойное, вечнозеленое дерево.)
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
Упражнение «Отсроченная отгадка»
на примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
Цельэтого упражнения: развитие словесно-логического мышления через воздействие на нравственно-эстетические качества ребенка и совершенствование навыка смыслового чтения.
До объявления темы занятия учитель-логопед предлагает прочитать пословицы и в ходе обсуждения ученики должны выдвинуть свои версии того, какая тема будет изучаться.
Определите тему урока по пословицам:
- Совесть без зубов грызёт.
- На обмане далеко не уедешь.
- Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
После прочтения текста предлагается ряд уточняющих заданий и обобщение по теме семья с использованием приема «синквейн»:
1.Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.
Соблазн _______ 1.
Стыд _________ 4.
Поступок______ 2.
Отцовский урок_ 3.
2.Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?
3.Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа.
Объясните, почему вы её выбрали?
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Лучшее горькая правда, чем сладкая ложь.
4.Соберите пословицу, объясните её смысл.
Добрая семья прибавит разума, ума.
Таким образом, быстрое чтение и глубокое понимание теста - важнейшая компетенция, необходимая для успешного обучения. Эффективность методики доказана на практике. Регулярно выполняя несложные упражнения, совершенствуется не только навык чтения, но и развивается память, внимание, мышление, внимание, устная и письменная речь.
Список литературы:
200 текстов для обучения скорочтению / науч. ред. Г.Абдулова – М.: Издательство АСТ, 2018. – 238 с.
Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное? / Домашняя школа, Ш.Г.Ахмадуллин. – Изд. Филипок и К., 2021г. – 192 с.
Понятие функционнальной грамотности / Образовательная программа «Школа 2100», Бунеев Р.Н. Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева.
Как приохотить ребенка к чтению: нестандартные методики / А.П. Кашкаров. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 76 с. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Коренев А.Н. – СПб: ИД «МиМ», 1997 – 286 с.
Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтения / Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001г.). В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.